25 января 2012

Автор: Скоркина Ольга

Мандерлэй

Мандерлэй / Manderlay    Ольга Скоркина
Дания-Швеция, 2005
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Брайс Даллас Ховард, Уиллем Дефо, Удо Кир

    Новый фильм Ларса фон Триера — образец чистого «артхаусного» кино — называется «Мандерлэй». Это продолжение легендарного «Догвилля», первой картины «Американской трилогии».
    Действие фильма начинается в 1933 (что примечательно) году, когда уже известная по «Догвиллю» дочка гангстера Грейс (сыгранная Брайс Ховард, после того как Николь Кидман ушла из проекта «из-за нехватки времени») едет с отцом (Дефо) и его головорезами в Денвер. По пути они попадают на хлопковую плантацию в Алабаме под названием Мандерлэй, где десятилетия спустя после отмены рабства процветает использование «черного» труда. Грейс вмешивается в жизнь маленького государства и пытается внедрить там демократию. Но в финале, как и в первом фильме, с ужасом осознает, что неверно поняла ситуацию.
    Как и «Догвилль», «Мандерлэй» основан на оригинальном сценарии самого фон Триера, который, к слову, никогда не бывал в США. Для «Догвилля» Триер черпал вдохновение в брехтовской «Трехгрошовой опере». В  «Мандерлэе» датчанин вновь «американизировал» иностранный материал. Одним из источников послужил сюжет из фривольной «Истории О», в которой освобожденные рабы попросились обратно к хозяину, потому что он по крайней мере кормил их. А когда хозяин отказал, убили его. Название поместья взято Триером из романа Дафны дю Морье «Ребекка».
   «Мандерлэй» снимался в шведском городке Троллхэттен в той же скупой оформительской манере, что и «Догвилль», то есть практически без декораций, с разметочными меловыми линиями на темном полу ангара, обозначающими улицы, дома, деревья. Всезнающий ироничный рассказчик-кукловод, которого на сей раз озвучил Джон Херт, представляет европейскую точку зрения на происходящие события — дань уважения Бертольду Брехту.
   Фон Триер вновь использовал строгие оформительские и сценические правила немецкого драматурга, «эпический театр» которого был нацелен на сохранение дистанции между зрителем и действием. Наблюдающий, по мнению драматурга, не должен переноситься в иллюзорный мир на сцене.
   «Мандерлэй» восприняли как очередной антиамериканский выпад фон Триера, в тон его недавним заявлениям в Каннах, понятным без перевода: «MrBushisanasshole» и «Americaisshittingontheworld». Но это фильм не о рабстве и демократии и не о черных и белых, хотя фон Триер жонглирует этими понятиями, как ему вздумается. Это фильм о желании видеть то, что хочется видеть.
    Третья и последняя часть «Американской трилогии», «Вашингтон», выйдет на экраны в 2007 году.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Брайс Даллас Ховард | Ларс фон Триер | Удо Кир | Уиллем Дефо | Кино | Рецензия | Мандерлэй

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!