Евгений Верещагин
Mark Knopfler «Sailing To Philadelphia» Mercury Records Ltd. 13 trk. 60:31
Большинство музыкантов старой закалки, продолжая работать, вызывают у поклонников уже не столько любовь
к своему творчеству, сколько уважение к заслугам, а на их концерты ходят в основном ради того, чтобы услышать старые хиты, а не новые сочинения (даже если они появились). Но к Марку Нопфлеру это не относится. Из каждого правила есть исключения. Наличие пороха в своих пороховницах он доказал, выпустив в 2000 г. альбом «Sailing To Philadelphia».
Эта работа погружает слушателя в мир «старого доброго» Нопфлера с той же неповторимой гитарой и прекрасной мелодикой — только более мудрого, видавшего виды и уже не занимающегося сочинением рок-н-ролльных стандартов. Название альбома он позаимствовал из книги о двух англичанах-путешественниках, отправившихся в XVIII веке на своем корабле в Америку. Возможно, поэтому некоторые номера сделаны почти в стилистике кантри — но и они насквозь пронизаны нопфлеровской лирикой.
Экспериментов на альбоме практически нет, если не считать заглавной песни «Sailing To Philadelphia», записанной совместно с Джеймсом Тейлором (James Taylor) — его дуэт с Нопфлером получился весьма колоритным — и «Last Laugh», в записи которой участвовал Ван Моррисон (Van Morrison). Да и не тот человек Марк Нопфлер, чтобы заниматься исканиями — свое место он нашел уже давно и теперь вполне может позволить себе творчество по принципу старого вина: годы идут только на пользу. «Выдержка» этого альбома сказалась на его качестве — за последние годы это первая серьезная сольная работа Нопфлера вне Dire Straits, не считая музыки к фильмам.
О возможности дальнейшего существования Dire Straits маэстро отзывается так: «Не знаю, вряд ли. Группа просто непомерно разрослась. Вспоминаю последние гастроли. Какие-то караваны дальнобойных полуприцепов, шоферы, монтажники, осветители... Просто странствующий цирк! Мне, как скромному сочинителю, во всей этой кутерьме было неуютно. Я, собственно, из-за этого и начал сольные пластинки делать. На гастролях руки чешутся писать. И вообще — от больших стадионов у меня сердце не бьется. Мне бы в какой-нибудь уютный клуб засесть на пару недель, вроде лондонского “Ронни Скотта”».
Впрочем, можно предположить, что поклонники творчества этого коллектива не будут слишком разочарованы, ведь между понятиями Марк Нопфлер и Dire Straits всегда можно было поставить знак равенства.
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина «Easy USSR» Снегири 22 trk.
Анастасия Грицай
Многие ранее не слышали ничего подобного — тем любопытнее диск, о создании которого можно рассказывать очень долго и красочно. Но мы ограничимся лишь несколькими фактами. А начнем с первоисточника.
«Это не просто необычный проект, не просто альбом,— с любовью говорит о проекте его вдохновитель, продюсер фирмы Снегири Олег Нестеров, — а средство, альтернативы которому нет: попасть в прошлое, в детство, в некое романтическое состояние. Это для “подросших”. Такая малобюджетная машина времени. Знаете, я сам впадал в кому, в прострацию, когда отбирал треки в архивах Государственного Дома Звукозаписи. Некоторые из них не звучали уже тридцать лет. Берешь в руки бобину, а на ней меточки напротив каждой композиции, сообщающие, когда ее использовали в последний раз. Это очень действует. Я испытал множество приятных ощущений.
Для людей очень молодых эта пластинка тоже может стать откровением и источником гордости за собственное Отечество. Не факт, что родиной легкой электронной музыки является Англия или Америка. Я авторитетно заявляю, что до ансамбля В. Мещерина ничего подобного с таким репертуаром не было. Кроме того, треки слушать очень любопытно: то, что создают современные артисты похожего жанра, происходит именно отсюда. Здесь аналоговый “запах”, и каждый инструмент (от электробаяна до терменвокса) создает ореол гипераутентичности. Ничего более правильного и стильного и быть не могло.
Мы много думали, как бы побольше рассказать об этом удивительном процессе, не превращая буклет в энциклопедию. И решили выбрать принцип диаграммы добычи угля в Донбассе. В таком мягком стиле и по-доброму мы предлагаем слушателю наглядную историю развития легкой электронной музыки в России на примере В. Мещерина. Нашу страну того периода расценивают как империю зла, родину коммунизма — но с точки зрения “легкой страны”, где даже космический спутник был пластмассовый голубой с розовым отливом, ее пока никто не рассматривал».
Артемий Троицкий высказался еще более категорично: «Я очень рад, что наконец-то нашлись в нашей стране энтузиасты, “раскопавшие” этого самородка, нашедшие его записи в Гостелерадиофонде и сделавшие их доступными для широкой отечественной публики… Люди со вкусом, с понятием, конечно же, поставят Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина на первое место в своих хит-парадах».
Вряд ли после этих слов можно позволить себе игнорировать «Easy USSR».
А теперь — о жанре. Это easy listening в полном смысле слова — и по звучанию, и по настроению. Трогательные, запоминающиеся мелодии дышат легкостью; они воздушны и прозрачны, и навевают лишь самые приятные воспоминания о прошлом нашей страны. Однако не стоит этим ограничиваться. Тем более, что далеко не для всех потенциальных слушателей в таких темах есть исторический подтекст. И нет ничего проще — абстрагировавшись от мысли, что записи были сделаны в период с 1961 по 1980 гг., наслаждаться самой музыкой, способной стать идеальным фоном.
Эти зарисовки и фантазии крайне разнообразны, но все же оставляют ощущение стилистической цельности и последовательности, в чем отчасти — и заслуга составителей. Тем не менее, слушая пластинку, ни на секунду не забываешь, что материал исключителен. Это настоящее открытие нашего века. Приятно удивляет и тот факт, что запись на удивление качественная.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания