Появилась новая сфера того, что можно описать словами art electronics. Это яхтинг. Морская яхта (как, впрочем, и умный дом) создает некий сплав ощущений: это и место проживания, и рекреационная зона, и возможность движения в пространстве, и имиджевый продукт. Сейчас яхтенный рынок в России в значительной степени находится в фазе становления. Предложений все больше. И, очевидно, в скором времени в этой области следует ожидать концентрации идей, связанных с арт-дизайном интерьеров и электронными медиасистемами.
Отечественные производители реализуют европейские разработки и технологии (Timmerman, SeaTech, Fram), что немаловажно для развития рынка предложений для среднего класса — по разумным ценам.
В этой ситуации потребителям не до опций. Суда, как правило, поставляются в базовой комплектации, а при дооборудовании звуком/кино (то есть аудио-, видеосистемами) часто фигурирует слегка адаптированное автомобильное железо с CD-чейнджерами — явно позавчерашний день, понижение статуса темы. Однако стадия ее развития, на которой возникает потребность в серьезной технике, — не за горами.
Далее следуют заметки о некоторых аспектах дизайна яхтенных интерьеров и интеграции в них hi-fi аудиотехники и домашнего кино.
В 2002 году Дикки Банненберг продолжил дело своего отца Джона — одного из немногих по тем временам дизайнеров именно яхт. Дикки имел хоть и кембриджское, но географическое образование. При всем изобилии идей, он все же чувствовал себя не вполне уверенно, и справедливо решил предложить сотрудничество истинному профи Симону Ровелу, который набил руку на проектировании интерьеров пентхаусов и элитных отелей. Классические решения из этой области стали основой их дальнейшего совместного творчества. В интерьерах, выполненных Банненбергом и Ровелом, царит геометрия. Помещение строится в одной цветовой гамме, оживляемой вкраплением ярких цветов в деталях, фрагментах и аксессуарах.
Альтернативное течение представляет Теренс Дисдейл — в прошлом коллега Банненберга-старшего. Его конек — применение натуральных материалов. Для Теренса крайне важно, чтобы все элементы декора яхты были приятными наощупь. Используется дерево, замша, кожа. Интерьеры теплые, линии плавные. Теренс не был противником роскоши, но полагал, что яхта — не особняк, а плавучее бунгало, где человек ходит не в костюме, а в шортах. Даже деловая встреча на яхте проходит в более непринужденной, дружеской атмосфере, чем в офисе или отеле.
Итак, по мнению Дисдейла, яхта требует адекватного дизайна, уникальной, а не привнесенной извне обстановки. Желающие заказать «что-либо в духе…» мягко отсылаются к первоисточнику. При этом стоимость отделки квадратного метра площади может доходить до 10–15 тыс. долларов.
«Linn пользуется неизменной популярностью и узнаваемостью среди судовладельцев. В основном благодаря своему качеству», — говорит Джон Коэн, представлявший Merle Wood & Associates из Флориды на московской выставке «Катера и Яхты — 2006».
Секрет успеха фирмы в сфере яхтинга связан с огромной работой, проделанной шотландскими мастерами по адаптации своих изделий (а это звук и кино весьма высокого класса) к экстремальным условиям эксплуатации на борту судна.
Ее результатом стали специальные крепления, согласованные с морскими и международными страховыми нормами монтаж и топология коммуникаций, глобальное гарантийное обслуживание (в 75 портах мира, особое внимание уделено Средиземноморскому бассейну). Не последнюю роль играет информационная поддержка дилеров и инсталляторов на всех континентах под руководством главного яхтенного идеолога Linn Нила Пери (автору довелось пройти в Глазго тренинг под его руководством).
Гармоничная идеология и гибкая технологическая совместимость продукции Linn позволяют получить качество кино и звука класса high end как на борту грандиозной мегаяхты, так и на борту судна не более 50 футов.
Моторная яхта итальянских производителей CRN — 128-футовая XS of London — предоставляет большие возможности для комфортного времяпрепровождения на борту. Синяя обшивка корпуса делает ее неотразимо элегантной среди волн, внутренний дизайн не уступает внешнему облику.
Задача инсталляторов состояла в такой установке аудио- и видеосистем на борту яхты, которая не разрушила бы замыслы итальянских дизайнеров. Основой разветвленных акустических систем стали встраиваемые панели Linn DISKREET и Linn SEKRIT. Басовые составляющие музыки поддерживает Linn SIZMIK CUSTOM — встраиваемая версия сухопутного кинотеатрального Linn SIZMIK. Основным источником служит система Linn KIVOR — многозонный накопитель на жестком диске. В яхтенных «гостиных» установлена индивидуальная «классика» — кинотеатр на Linn CLASSIK Movie Di и музыкальный центр hi-fi-класса Linn CLASSIK Music.
И все же любой стиль вынужден приспосабливаться к утилитарным потребностям. Обычно на борту катастрофически не хватает места. На малой яхте приходится быть лаконичным. Даже если это игра в модификацию и переоборудование на экране компьютера. Описанный далее проект — продуманное руководство к действию.
На 45-м Каннском фестивале яхт публике была представлена новая модель AICON 72’ Open, построенная в Форт Лаудердайле, штат Флорида. Эта яхта будет заявлена на фестивале в номинации «Лучшая яхта года-2006» в этом году. Общая длина модели 23 м, материал — стеклопластик, круизная скорость 33 узла, каюты: 3+1 для 6 человек.
Мы попытаемся применить здесь 4-зонную мультирумную конфигурацию в протоколе Linn KNEKT. Многоканальный аудиосервер Linn KIVOR INDEX хранит на жестком диске от 500 до 2500 ч музыки, копированной с CD без компрессии. Работая вместе с блоками Linn LINNK и Linn INTERSEKT (эта троица приспособлена для рэкового крепления и может быть расположена где угодно), он позволяет в каждой зоне выбирать композицию независимо от того, запрошена ли она в данный момент кем-то другим.
В простейшем случае в трех зонах вмонтирован лишь пульт управления и встроенный усилитель Linn ROOMAMP, нагруженный на вмонтированные в потолок АС Linn DISKREET или Linn SEKRIT IN WALL (последние более высокого класса, но требуют большего внутреннего объема)
Во второй каюте при тех же АС приемником сигнала и усилителем является музыкальный центр Linn CLASSIK MUSIC, что позволяет ее обитателю слушать собственные CD-диски и FM/AM-станции.
Третья каюта — привилегированная, интимная зона. Здесь находится спальня. И, стало быть, здесь уместно большое кино. С большой вероятностью именно спальня заставит говорить об этой яхте как об имиджевом объекте.
Здесь видны следы решительных действий. Волевым решением инсталлятора центральные мебельные секции были переделаны для размещения широкоформатного (22 дюйма, 16:9) дисплея Loewe XELOX A-22. К ужасу владельца эти объемы навсегда утеряны для размещения любимых вещей. Под экраном расположился Linn UNIDISK SC — универсальный проигрыватель, аудиопроцессор всех мыслимых аудио- и видеоформатов (и, естественно, кроме этого, послушное звено мультирумной сети).
Однако то, что есть тут и чего часто нет даже на больших яхтах — это стационарные АС с претензией на бескомпромиссный hi-fi без скидок на мобильность и ограничение объема. Разумеется, только на фронтальных каналах; тыловые аналогичны предыдущему варианту. Linn KOMPONENT 106 — 4(!)-полосные акустические системы, готовые к подключению в активной версии. Напомним, что в версии Linn это ситуация, когда каждый динамик в системе обслуживается индивидуальным каналом усиления с соответствующим встроенным частотным фильтром. Технология, характерная для профессиональной сцены и позволяющая поддерживать характерные линновские драйв и эстетику даже в жестких акустических условиях.
Естественно, для пяти каналов звука это потребует увеличения числа усилительных каналов (4+4+4+2=14). Задача решается при помощи двух усилителей Linn CHAKRA 5100 (5х100 Вт) и одного Linn CHAKRA 4100 (4х100 Вт). Именно для них понадобились объемы любимых шкафов. В данном проекте это своеобразный tour de force, являющий глубину потенциальных возможностей системы.
На колонки надеты фрезерованные деревянные радиаторы из массива светлого клена с достаточно спонтанными прорезями, безоговорочно являющимися частью стиля каюты. При этом справедливости ради отметим, что левый и правый фронт лишь частично «поедают» мебельное пространство, расположившись на дверцах шкафчиков.
Эта инсталляция отчасти диктует виртуальную дизайнерскую версию интерьера.
В салоне основное — разнообразить световой и цветовой климат, применяя разные типы освещения и материалы отделки. Таким образом обстановка перестанет быть формальной, сохраняя элитарность.
Дневной свет поступает из иллюминатора, прикрываемого управляемыми электрическими жалюзи. Искусственный ночной — из потолочных светильников на основе сверхъярких белых светодиодов Edison. Сумеречный — от аналогичных диодов, но медового цвета, встроенных в пластины из натурального оникса (авторская разработка). Кстати, светодиоды потребляют заметно меньшую мощность при равном световом потоке по сравнению с лампой накаливания. Это не лишнее на стоянке при выключенном генераторе и отсутствии береговой сети.
Итак, акцент в интерьере ставится на контраст темно-коричневой кожи и остальных, более светлых, поверхностей. Этот контраст дополняют вставки из нержавеющей стали с выраженной фактурой. Дерево зебрано имеет своеобразный холодный оттенок и необычную текстуру, адресующую к востоку и тропическим настроениям — расслабленности и неге. Клен, напротив, нейтрален. В тон ему в оформлении жалюзи и стены за изголовьем кровати применена декоративная ткань типа рогожки — светлая холодная охра. Это гармонирует с настроением, привносимым «фамильным» звучанием Linn.
Девиз этого проекта: «Выглядит так, как звучит».
Не забудем и о последней, четвертой зоне — палубе с бассейном. Она в целом повторяет конфигурацию первой каюты. Но акустические системы здесь не линновские. Озабоченные созданием звукового давления, мы применили «белые шары» Terra Speakers AC15. На рекламных снимках их любят изображать в шторм или занесенными снегом (впрочем, имеется и всепогодная модель Linn SWEETSPOT) Пульт управления укрыт в рубке, а на стене оставлена его дублирующая версия с функциями лишь управления громкостью и выключения, тщательно защищенная от стихии.
Несколько слов о пульте управления системой Linn RCU, неизменно присутствующем в каждой из зон. Если бы такую штуку придумал, скажем, лемовский Клапауций, она вполне сгодилась бы какому-нибудь грозному Электрыцарю для управления миром. Задаются параметры желания: what, where, do, ?, on / off, время, знак помолчать, больше – меньше. Что еще можно приказать в этой жизни? Впрочем, есть еще две клавиши с назначаемыми функциями.
Можно проникать в библиотеку, разыскивать по жанрам нужный музыкальный фрагмент, менять громкость, программировать события во времени (таймер), управлять независимой аппаратурой в каюте (с того же пульта, если есть еще и нелинновская — например, спутниковый TV-приемник).
Возможности программирования широки: можно, скажем, объявить одну из кают приоритетной и ночью приглушить звук разбушевавшимся детям в другой каюте. Разумеется, все функции могут дублироваться дистанционным пультом (интуитивно ясное управление не сложнее меню мобильного телефона).
Это живая, изменяемая система. Отдельные части соединены между собой компьютерным кабелем — витой парой Cat5. Он недорог и при монтаже заводится во все мыслимые места с запасом. Спустя сезон владелец неизбежно захочет что-то модифицировать или сменить приоритеты: получить дополнительную зону, еще один кинотеатр, выносной телеэкран, больше звука на палубе. Все реализуется без новых коммутаций — увеличением числа компонентов и переустановкой программ. Это похоже на надраивание в старину медных частей на палубе до нестерпимого блеска. Морская работенка.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания