Падение / Der Untergang Ольга Скоркина
Германия, 2004
Режиссер: Оливер Хиршбигель
В ролях: Бруно Ганц, Александра Мария Лара, Коринна Харфуш, Ульрих Маттес
Самый спорный и скандальный немецкий фильм последних лет называется «Падение» и повествует о закате Третьего рейха. Точнее, о двенадцати днях апреля 1945 — от 56-летия Гитлера до его самоубийства. Действие происходит в бункере фюрера, под Рейхсканцелярией, в осажденном, разбомбленном Берлине.
Известный германский продюсер Бернд Айхингер использовал для создания сценария работу историка Иоахима Феста и воспоминания секретарши Гитлера Траудль Юнге «До последнего часа». Своей задачей Айхингер и режиссер картины Оливер Хиршбигель считали «не анализ событий, а их достоверное изображение». «Мы впервые показали Гитлера объемно, как человека, а не безжалостного монстра. Чудовищность заключается как раз в том, что фюрер и его подчиненные были людьми».
На кинофестивале в Торонто «Падение» (до этого претендовавшее на Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке») проходило в жанре биопик. Личность Гитлера вызвала у публики не больше интереса, чем биография Альфреда Кинси, Че Гевары или Рэя Чарльза. Германские издания назвали попытку «очеловечить» фюрера «прощанием немецкой нации с призраками прошлого». Европейские критики с чувством облегчения и разочарования окрестили картину «худшей комедией года». Американцы похвалили фильм за «качество, достойное Монти-Пайтон». А французы, в свете 60-летия Победы над фашизмом, иронизировали по поводу того, как далеко немцев завело чувство вины, если они позволили выставить Гитлера на потеху публике.
Повествование ведется от лица Траудль Юнге. В начале фильма (ноябрь 1942) Гитлер предстает как любезный, понимающий и всепрощающий персонаж (эпизод, когда Юнге от волнения делает ошибку в диктовке). В апреле 1945 перед нами другой человек — седой, трясущийся, согбенный старик с шаркающей походкой. Однако вспышки былой ярости еще удерживают в подчинении верховное командование. В нем осталось что-то от прежней харизмы, которая бросала в бой миллионы добропорядочных немецких бюргеров и заставляла их не менее добропорядочных фрау терять сознание от восторга. Безумие, исходящее от Гитлера, никак не вяжется с его «домашним» образом: вот он благодарит за обед повара, хвалит усердную горничную, целует Еву…
«Падение» — один из немногих фильмов, повествующих о страданиях немецкого народа в годы войны: эпизоды в бункере чередуются со сценами уличных боев. Кстати, разрушенный Берлин снимали в Петербурге, где архитектура удивительно напоминает немецкую. А главную роль сыграл швейцарец Бруно Ганц («Небо над Берлином», «Лютер»).
Хотя Айхингер и соблюдает историческую точность, фильм нельзя назвать документальным. Повествование гладкое и доступное, это почти мелодрама. Документальное интервью с Юнге обрамляет «Падение», но не придает картине глубины. (Этот прием Хиршбигель позаимствовал из спилберговского «Списка Шиндлера»). Воспоминания Юнге лишь добавляют фильму политкорректности. События изображены довольно поверхностно.
Самая большая ошибка «Падения» — попытка отделить личность Гитлера от совершенных им преступлений. Человеческое в фюрере отрицать нельзя, однако он в первую очередь был политиком…
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания