21 марта 2004

Автор: Головко Ксения

Проповедь Жоржа Руо

Жорж Руо   XXI век. На наших глазах творится новая эстетика нового мира. Это заставляет оглядываться на тех, кто были ее предтечами, кто создавал свои миражи в веке XX.

   В густом мраке хозяйничает смерть. Зловещая красная луна вторит всполохам горящей земли. Пейзаж зажат в тиски мрака. И только крошечный мазок белил на мрачном полотне, как обещание надежды. Homo homini lupus. Жорж Руо. Образы Руо трагичны, преисполнены безысходности, зловещи — художник писал в соответствии со временем, когда в воздухе витал дух войны и смерти.

   Жорж Руо родился в мае 1871 года в Париже. Его отец был краснодеревщиком, и Руо на протяжении всей жизни имел вкус к хорошо сделанной работе. С 19 лет он учился у мастера витражей, у которого работал подмастерьем. Мотивы византийских мозаик и готического витража присутствуют во многих его работах.
Он учился в Школе изящных искусств, в мастерской Гюстава Моро. Среди его одноклассников были Матисс, Марке, Манген, Эвенполь. Однако по совету самого Г. Моро он оставил Школу и спустя три года стал хранителем коллекции, завещанной его учителем городу Парижу.
   Важны два факта биографии Руо: посещение бенедиктинского монастыря, во время которого он познакомился с католическим писателем Ш. Гюисмансом и увлекся религией, и участие в организации Осеннего салона в 1903 году, благодаря которому он стал известен.
   В 1907 состоялось его знакомство с Амбруазом Волларом, ставшим впоследствии его маршаном.* В 1917 он предоставил художнику мастерскую в собственном доме. Однако после смерти Воллара в 1939 году наследники захватили студию, и художник в течение десятилетий не имел доступа к сотням собственных работ.
   В 1940 году его дом и мастерская в Бомон-Сюр-Сарт были разграблены немецкими солдатами. И большинство работ Руо оказалось под угрозой исчезновения. Только в 1947 художник выиграл процесс у наследников Воллара, и ему возвратили 800 его работ. 119 из них уже были проданы, 315 полотен он уничтожил на глазах у судебного исполнителя, считая, что никогда не сможет их закончить (над своими картинами Руо работал порою по двадцать лет).Жорж Руо
   Художник Жорж Руо сформировался под влиянием Рембрандта и искусства средневекового витража, что повлияло на создание живописной манеры, сочетавшей дух Средневековья с экспрессионизмом.
  Различные источники склонны относить Руо к определенным художественным течениям и группам — постимпрессионистам, основателям фовизма, находят общие черты с экспрессионизмом, выстраивая параллели с немецкой группой «Мост». Сам художник, как и многие его современники, шедшие в авангарде искусства, основательно разрушает классический язык, форму, эстетику. Однако он в первую очередь опирается на признанные традиции морали и религии. Он работал в аналогичной фовизму технике живописи: лаконичные образные формулы, интенсивные контрасты колорита, острые композиционные ритмы, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве и средневековом искусстве.
   Для Руо характерен четкий рисунок в черных тонах, разлагающий форму, передающий эмоциональный накал. Такой острый гротеск форм позволил выразить болезненный оттенок мистического символизма, напоминающий о мрачных полотнах Средневековья. Одной из основных тем его творчества стало «дно» общества: мелкие чиновники, девицы и клоуны. Используя уроки Моро, он извлекает из акварели, иногда осветленной пастелью и гуашью, замечательные эффекты, широта и текучесть которых свойственна и картинам маслом. В его едкой палитре преобладают синие и бледно-розовые тона, дополненные охрой и оживленные черной краской (например, «Хрюшка в образе Пьеро»). Выставленные в осеннем Салоне 1905, эти картины резко отличались от картин фовистов и свидетельствовали о приближении к человеческой реальности и новом художественном стиле. Эволюция Руо перестала совпадать с развитием современного ему искусства. Формы приобретают темные контуры («Купальщицы», 1907). Созданные в 1908 году серии «Судьи и Трибуналы», а также картины, изображающие обитателей предместий, — сатира, но очень напряженная. Демонстрация морального уродства парижан перекликается с безнадежностью ранних акварелей. Бархатистыми валерами** — от глубокого черного к чистому белому — он достигает согласования цветов: синего, желтого, зеленого и охры, которые преображаются благодаря густой и шероховатой фактуре.

Жорж Руо    «Цирк», «Суд», «Девки». Считается, что источником цирковых сюжетов был Цирк Медрано на Монмартре, и не только для Ж. Руо, но и для Э. Дега, О. Ренуара, А. де Тулуз Лотрека, Ж. Сера. Однако в отличие от тех, кто изображал цирк в его стремительном действии, для Жоржа Руо более важен неизменный персонаж любого циркового представления — клоун. Клоун выхвачен из сценического действия, он не занимателен и отнюдь не комичен. Это драматический, конфликтный образ. То ли непризнанный художник, то ли символ лжи и зла — этот персонаж неизбежно содержит в себе раскол. Здесь нет места балагану и буффонаде. В названии одной из картин, «Парад», звучит сарказм. Кричащий красный цвет и густой мрачный фон создают ощущение тревоги. Руо переносит акцент с сюжета на ритм цветовых пятен, контраст тональностей.
   Забавная внешность не в силах скрыть мрачного настроения. Клоуны, судьи, проститутки — экзальтированные образы мира. Похож по настроению «Докладчик». К чиновникам художник питал особую неприязнь.
   «Домье <...> был жестоким человеком. У него не было ни снисхождения, ни умолчания. Если когда-либо какой-то мастер сдирал кожу с филистера, то это был он. Где бы ни жил буржуа — в Париже, в Риме, Москве или Пекине <...> он одинаково отвратителен мне, мерзок даже не жестокостью своей, не эгоизмом, прячущимся за притворной добротой, а больше своей самодовольной убежденностью, что он заставляет вертеться земной шар, что именно он поддерживает наше благосостояние, присматривая за своим собственным». Это мог бы написать Руо.
   И в иконографических изображениях, и в портретах Руо ищет типажи, а не индивидуальность — именно эта черта придает изображению сходство с иконой. Персонажи приближены к зрителю. Например, автопортрет «Подмастерье»: между персонажем и зрителем нет выстроенной границы. Он часто пишет автопортреты, уподобляясь то клоуну, то подмастерью, подчеркивая тем самым, что он — один из многих. Руо погружен в мир типичного. Французский философ Жак Маритен назвал Руо «одним из великих религиозных художников всех времен».

Жорж Руо  Самые известные его картины написаны на евангельские темы: «Распятие» (1918), «Страждущий Христос» (1925), «Христос и два ученика» (1935), «Нерукотворный образ» (1938), «Страждущий Христос» (1939), «Бегство в Египет» (1948). Сам он — суровый христианин. Многие его работы сродни воскресной проповеди католического священника. И наверное, его сюжеты на обыденные темы создают не меньший эффект. Речь не о следовании католическим канонам, картины напоминают скорее романскую или византийскую живопись. Иконография — один из излюбленных его мотивов. Например, изображению Вероники художник посвятил около тридцати картин. Экспрессия выводит их за рамки ренессансных традиций, а глубина замысла — за рамки экспрессионизма. Экспрессионисты искали простоты. Их иконографические лики святых, сочетающие простоту и страстность, примитивны. Они отвергают чувство святости. Между тем, все образы Руо облекаются в сеть метафор и символов. Трагических — благодаря эпохе двух мировых войн, оккупации, преследований...

   Как и все образы Руо, его евангельские сюжеты неоднозначны, но они не содержат и тех внутренних противоречий, которыми наполнены «земные» персонажи. Грубая примитивная фактура холста соединена с тонкой нюансировкой цвета. Желтый зигзаг вокруг головы Спасителя символизирует и нимб, и терновый венец. Фон евангельских работ Руо ассоциируется с историческими пейзажами старых мастеров (библейский сюжет в этом жанре когда-то был обязателен). Золотые краски осени, сияние вечернего света отражают внутренний свет произведения. Например, в красках «Бегства в Египет» нет кричащих цветов: охра, глубокая синева неба, господствующий золотисто-желтый цвет создают чудесные звучания. Не отчаяния, а надежды.


** Валёр (от франц. valeur) — в живописи и графике оттенок тона, выражающий какое-либо количество света и тени. Кроме того обозначает каждый из оттенков тона, находящихся в закономерной взаимосвязи и дающих последовательную градацию света и тени в пределах какого-либо цвета. Применение валёрных градаций позволяет передавать предметы в их взаимоотношении со световоздушной средой, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Жорж Руо | Живопись | Искусство | Экспрессионизм

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

et cetera

Записки о Трактате

et cetera

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

et cetera

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

et cetera

Механические люди: история андроидов от А до Б

et cetera

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

et cetera

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

et cetera

Перечитываем марсианские хроники

et cetera

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

et cetera

Зингер. О бренде и человеке

et cetera

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

et cetera

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

et cetera

Светодиоды: pro et contrа

et cetera

Механика vs электроники

et cetera

Garden Lighting

et cetera

Барбара Миллисент Робертс

et cetera

Темная сторона красоты

et cetera

R. S. V. P.

et cetera

Pro svet. Часть II

et cetera

Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»