25 января 2002

Автор: Грицай Анастасия

Pulp "We love life" / Tricky "Blowback"

Анастасия Грицай Pulp «We Love Life» Universal Island Records 11 trk. 54:00
«Рассвет» («Sunrise»), «Деревья» («The Trees»), «Птицы в твоем саду» («The Birds In Your Garden»), «Я люблю жизнь» («I Love Life») и другие, менее красноречивые в смысле единения музыкантов с природой, говорящие названия — все это новые песни Pulp. Бесконечные травинки и цветочки в оформлении, яркая картинка к каждой композиции — что может быть радужнее и изысканнее.
Если предыдущий альбом при всей своей ироничности звучал благородно и возвышенно, то нынешний поначалу кажется развязным, «грязноватым». В случае с Pulp это наблюдение отнюдь не удивительно — ведь именно таково прошлое группы; однако после «This Is Hardcore» подобный поворот выглядит, как минимум, странно. Иными словами, «We Love Life» — хоть и объяснимая, но неожиданная, «незакономерная» пластинка. И всякий поклонник группы, следящий за ее творчеством — пусть даже лет шесть, не больше, — был удивлен, услышав этот диск. Многие  до сих пор пребывают в недоумении. Это тот редкий случай, когда мы не беремся делать выводы, а ограничиваемся лишь описанием.
С одной стороны, в «We Love Life» нет ничего принципиально нового — в свете богатого прошлого Pulp. С другой — здесь намешано столько всего, что боишься анализировать общую тенденцию превращения. Да и было ли оно, это превращение? Ясно одно: большая часть композиций альбома — стилизации под самих себя и близких по духу, творивших в семидесятые–девяностые. Своеобразная ретроспектива. Кажется, альбом теснее связан с «His’n’Hers» (1994) или еще более ранними записями Pulp, нежели с «Different Class» (1995) и уже упомянутым «This Is Hardcore» (1998).
Первые аккорды напоминают не Pulp конца девяностых, а, скорее, глэм-рок и интеллектуальный панк (Игги Поп (Iggy Pop), Дэвид Боуи (David Bowie), другие — более молодые, но менее известные британские музыканты). И вместе с тем здесь используются самые современные технические решения (появление Howie B в качестве одного из программистов не случайно), так что саму запись вряд ли назовешь консервативной.
Уже на четвертом треке («The Trees») возвращаются многоголосые скрипки, звучащие, правда, несколько старомодно. Чем дальше слушаешь пластинку, тем спокойнее она кажется, и о панке как-то забываешь — слышатся нотки классического брит-попа начала девяностых. Вот только голос Джарвиса Коккера (Jarvis Cocker) порой звучит немного непривычно (в «Bob Lind (the only way is down)», например).
Другое наблюдение. Несмотря на оптимистичное название альбома и нарочитую легкость, после его прослушивания остается какое-то необъяснимое, немного тягостное и даже трагичное настроение. А есть и предельно печальные вещи, такие как «Roadkill», — но все же не безнадежные. В песнях Pulp появился надлом иного рода, и они снова пишут традиционные песни, делая шаг в сторону от наметившегося четыре года назад симфонизма и размытых границ композиции.
Наверное, многие сочтут этот альбом слабым и непонятным, но Pulp относятся к той категории групп, что вольны загадывать загадки, пусть даже в стиле «ретро», не теряя своего статуса.
Единственный бесспорный вывод — пластинка не обрела и не обретет понимания и признания широких масс. Но она и не претендует на это, ориентируясь на думающих и любознательных меломанов.

Tricky «Blowback» Hollywood Records 11 trk. 47:28
Поклонникам Трики (Tricky) долго пришлось ждать нового альбома; ведь последний — «Juxtapose» — вышел в 1999 году. Еще немного, и о маэстро могли бы забыть, вернее — перевести его в разряд странноватых продюсеров чужого материала. Однако Трики «вернулся» с сольным альбомом, абсолютно изменившим представление слушателей о музыканте.
«Blowback» никак не отнесешь к разряду сложных альтернативных работ — но и стандартным поп-альбомом его не назовешь. Автор считает: такова поп-музыка будущего; вернее, таковой она могла бы быть, если бы в современной машине индустрии шоу-бизнеса что-то сломалось, и она заработала бы вдруг по-иному. Наверное, в этом и кроется разгадка «Blowback».
В качестве вокалистов Трики удалось пригласить Аланис Мориссетт (Alanis Morissette) в «Excess» и Энтони Кидиса (Anthony Kiedis) в «Girls»; коллега Кидиса по Red Hot Chili Peppers Джон Фручиэнте (John Frusciante) подыгрывает в этой же песне на гитаре, а подпевает в «# 1 Da Woman» (Фли (Fley) играет в ней на басу). В «Five Days» можно услышать голос Синди Лаупер (Cyndi Lauper). Еще в нескольких композициях принимают участие Эд Ковальчик (Ed Kowalczyk), а также музыканты из Японии. Поэтому «A Song For Yukiko» приобрела экзотическое «востокообразное» звучание, благодаря которому ее часто называют одной из лучших композиций альбома. Если бы Трики не пел и не играл в большей части вещей, то из-за наличия многочисленных гостей его вполне можно было бы считать просто автором либо продюсером «Blowback». Но он не только поет своим хрипловатым басом, но и исполняет множество других ролей; однако этим Трики не ограничивается и насыщает пластинку максимальным количеством чужеродных элементов. Что касается стилистических пересечений, «палитра» музыканта заметно расширилась; наверное, Трики впервые соединяет в рамках одной работы такое количество стилей, отводя значительное место иногда мелодичным, а иногда ритмичным поп-хитам. В «Blowback» звучат именно песни, а не условные, перетекающие одна в другую, композиции. Хип-хоп, рэп-кор, хард-рок, эмбиент, трип-хоп, фанк, диско — это только те стили, которые удалось определить. При этом все композиции отличает нечто исключительно узнаваемое — тот самый, неизменный стиль Трики.
Голоса прекрасно различимы на фоне инструментальных партий, что далеко не всегда бывало на альбомах Трики; шумы не заглушают гитару и клавишные — все это уже отметили критики.
Борясь с противоречивыми ощущениями во время прослушивания пластинки, вдруг совершенно четко осознаешь — в альбоме нет никакой агрессии. То, что невольно искал, чего так не хватало в знакомом контексте, вдруг вырисовывается, не отображаясь в музыке. Альбом звучит совсем не мрачно, в нем нет безысходности. И это принципиально, концептуально отличает его от остального творчества Трики. Открытие куда более серьезное, нежели новый подход к продюсированию звука и впечатляющий, пестрый список приглашенных музыкантов (кстати, мы упомянули далеко не всех — Hawkman’а, например, участвующего практически в каждом треке).
«Беззубый» Трики? Это нечто новое. Однако воздержимся от выводов, ведь это не последний его альбом. А вдруг маэстро просто пошутил?..

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дэвид Боуи | Игги Поп | Трики | Альбом | Брит-поп | Музыка | Панк | Поп | Рецензия | Рок | Pulp

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!