Несмотря на огромное количество звезд, приехавших к нам летом, — Air, The Rolling Stones, My Chemical Romance, Sonic Youth, Nine Inch Nails, Элтон Джон и прочие не менее яркие светила, — сильное впечатление оставил одиннадцатый SKIF (Sergey Kuryokhin International Festival). В этом году он имел колорит ретро.
В хорошем смысле. Было много имен и легенд из прошлого. Но все они оказались вполне живыми. Это не тот случай, когда людей вспоминают и привозят в Россию, потому что больше они давно никому не нужны, отнюдь. Просто звезды так сошлись — и в каждый из дней фестиваля (за исключением первого, посвященного кино и видеоарту) в большом зале Центра современного искусства (бывший кинотеатр «Прибой») играли настоящие мастера жанра. Жан-Жака Перре, Heavy Trash и NoMeansNo можно назвать хэдлайнерами события. Повышенный интерес к этим музыкантам объясним еще и тем, что все они в России оказались впервые, несмотря на известность в так называемых неформальных кругах. Впрочем, и в формальных тоже.
Жан-Жак Перре
Жан-Жак Перре — фигура с мировым именем даже в рамках мейнстрима. О Heavy Trash мало кто слышал, хотя создавший группу Джон Спенсер (Jon Spencer) — легенда аутентичного рок-н-ролла. Он прославился проектом Jon Spencer Blues Explosion, который вовсе не распускал, но в Россию привез другой свой коллектив с новым материалом. Это те же рокабилли и панк с примесью кантри. Плюс исключительная коммуникабельность лидера. Крайне редкая возможность познакомиться с настоящим нью-йоркским андеграундным рок-н-роллом образца прошлого века.
Канадская группа NoMeansNo
На мат-рокерах NoMeansNo выросло целое поколение наших панков в восьмидесятые и девяностые (и не только панков). Музыка этой канадской группы странно сочетает агрессивные ломаные ритмы и сложную мелодику композиций — если слушать студийные записи. На концертах к этому прибавляется не поддающаяся описанию энергия.
Проект появился в 1979 году. С тех пор братья Роб (Rob Wright, бас-гитара, вокал) и Джон Райт (John Wright, ударные, клавишные, вокал) экспериментировали, скрещивая панк-рок с джазом, артом, психоделией. Благодаря NoMeansNo возник термин «математический рок», и это связано, в частности, с высочайшей инструментальной техникой группы. И вот вместе с гитаристом братья Райт впервые посетили Россию со своим двенадцатым альбомом «All Roads Lead To Ausfahrt», вышедшим в 2006 году, после шестилетнего перерыва. Публика ликовала неистово, не отпуская трио со сцены. А музыканты, прежде слышавшие о том, что они известны в России, никак не предполагали, что зал будет знать тексты песен наизусть. Под этим впечатлением Роб пообещал включить Россию в график следующего европейского тура NoMeansNo. И возможно, российская публика увидит его сольный проект Mr. Wrong — одинокого поющего басиста, одетого священником.
Остальные пятьдесят коллективов и артистов были не столь легендарны, но в большинстве интересны и актуальны (Zeena Parkins & Ikue Mori, Solex, Mediengruppe Telekommander). Жаль, что почти незамеченным осталось швейцарское трио Hells Kitchen, открывавшее первый концертный день на большой сцене, — люди просто еще не успели собраться. А австрийцев Radian, игравших на следующий день, напротив, многие не дождались. Однако в этом особая прелесть SKIFа — он звучит с вечера до утра. На посетителей обрушивается лавина сложнейшей информации. Она столь мощна, что даже профессионально интересующимся современной музыкой людям трудно с ней справиться. Не смущают ни проблемы со звуком, ни задержка выступлений. Музыка звучит одновременно на двух сценах. На более скромной второй, кстати, выступали весьма любопытные персонажи — чехи DVA и эстонец Luarvik Luarvik.
SKIF превратился в явление во всех отношениях феноменальное. Его участники съезжаются из Нидерландов, Финляндии, Германии, Великобритании, Канады, США, Украины, Белоруссии, Эстонии… И даже если весь год никуда не ходил и ничего не слушал, можно вполне ограничиться SKIFом: свежая доза музыки и новых веяний будет более чем достаточной. А еще она будет интеллектуальной, смелой, провокационной, исключительной.
С момента своего дебюта в Нью-Йорке SKIF постоянно развивался, но концепции не изменил. Он остается гиперформой «Поп-механики» и потому достойно носит имя Сергея Курехина.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания