26 января 2004

Автор: Ильин Константин

Syntetika "Time & Space" / Unkle "Never. Never. Land"

Константин ИЛЬИН
Syntetika «Time & Space» Syntetika Records, 2003 13 trk. 62:22
«Time & Space» — второй по счету альбом электронной группы из Санкт-Петербурга. Альбом резко отличается от дебютной работы «100% Syntetika», появившейся год назад в музыкальных магазинах всего мира.
Вместе с постоянными участниками «Синтетики» Владиславом и Еленой Тюляндиными на «Time & Space» появились гости: Гасан Багиров (дудук, ситара, вокал), известный по этническому проекту Bahadur, Александр Новиков (гитара) из этно-трансового коллектива Local Spirit и Лиду Канева (вокал).
В рецензии на дебютный альбом «Синтетики» один из критиков выразил недоумение от поводу того, что так и не дождался живого вокала. На «Time & Space» голос присутствует на двух композициях, но господину критику впору вновь огорчаться. Вокал на «Star Integration» и «Gethsemane Garden» выступает только в качестве дополнительного инструмента. Голоса Гасана и Лиду нагнетают эмоциональный драматизм, труднодостижимый только электронными средствами звукоизвлечения.
От композиции к композиции земная тематика незаметно перетекает в тематику космическую. Открывающая альбом вещь «The Last Express» — великолепный образец традиционного электронного стиля new age с его космическими и романтическими настроениями. Во время прослушивания возникают ассоциации с более ранним творчеством Кристофера Франке (Christopher Franke), Стивена Халперна (Steven Halpern), Майкла Стерна (Michael Stearn) и других пионеров космическо-обволакивающего new age.
Композиция «Atmosphere Breathe» сочинена в очень редком даже для запада ключе — atmospheric breakbeat. После проекта Symbiosis я не помню, кто так живо соединял медитативную электронную историю с легким «атмосферным» битом. Высший британский класс и ностальгия по ушедшей электронной манере!
«“Saturn” Call Signs» — тема, тоже адресованная галактическим романтикам, обладающим определенным вкусом к электронной музыке. Это может стать превосходным аккомпанементом к шикарной и красочной игре в «Гегемонию» от венгерских программистов. Редкие фортепианные пассажи усиливают эффект «глубокого космоса».
Композиция «Gethsemane Garden» («Гефсиманский сад») погружает в драматичный и полный скорби арабский мир. Глубокий синтезаторный тембр и звучание ситары создают потрясающий эффект «visionary music»: взгляд летит через бескрайнюю пустыню…
Стилистически «Time & Space» — абсолютно «западный» альбом. При нынешней российской конъюнктуре эти изящные композиции никогда не станут модными. Оно и не требуется.
Как уже отмечено, дебютный альбом «Синтетики» быстро разошелся по всему миру. В рамках тематических радиопрограмм в США, Бельгии, Нидерландах он держался в тройке фаворитов. Альбому «Time & Space» уготована не худшая, а, хотелось бы верить, лучшая судьба.
Он состоит из 13 композиций. Здесь упомянуты лишь четыре из них. Остальные девять пусть останутся загадкой для тех, кто сумеет найти «время и пространство» для 62 минут неоспоримого удовольствия.
Анастасия ГРИЦАЙ
Unkle «Never. Never. Land» A&M/Universal 11 trk. 58:47
Оказывается, Unkle — отнюдь не разовый проект, а история с продолжением. Правда, от первоначального состава остался один Джеймс Лавелль (James Lavelle), который, собственно, и является автором идеи Unkle. А новым помощником, сменившим DJ Shadow (который уехал в США ради хип-хоп музыки), стал лучший друг Лавелля Ричард Файл (Richard File). Благодаря ему проект вновь ожил. И снова в образовавшемся дуэте Лавелль пассивен, а его партнер активно проявляет себя в музыке, исполнении, продюсировании. Файл делает то, чем раньше занимался Shadow.
Четыре года спустя Unkle звучит так же независимо, как и в 1996-ом, но звучание теперь насыщено совсем иной энергией. Оно стало более жестким и цельным. «Never. Never. Land» не лучше, чем дебютный альбом «Psyence Fiction», но так же безразличен к окружающему и так же актуален. Еще один «глоток свежего воздуха» в атмосфере периодически задыхающейся современной экспериментальной музыки. И опять ничего похожего на коммерческий успех. Правда, на «Psyence Fiction» нашлось 400 000 охотников… по всему миру.
Кроме собственно стилистики и эстетики, «Never. Never. Land» заимствовал с «Psyence Fiction» и некоторых соавторов-исполнителей, которых Лавелль, кстати, иногда называет музыкальными инструментами Файла. Например, Яна Брауна (Ian Brown) в «Reign» , который на этот раз взял с собой басиста Mani; с ним на «Never. Never. Land» Браун работает впервые с момента распада The Stone Roses.
В «Invation» Роберт Дэл Наджа (R. Del Naja), он же 3D, скрещивает с Unkle Massive Attack, в «In A State» и «I Need Something Stronger» вдруг появляются Джарвис Коккер (Jarvis Cocker) и Брайан Ино (Brian Eno). Да, состав участников все-таки заметно изменился. Но самое явное отличие «Never. Never. Land» от «Psyence Fiction» — здесь вещи в большей степени песни, нежели композиции. Говорят, в этом заслуга Ричарда Файла. А драматизм тот же, только он стал гораздо лиричнее. Немного рваного меланхоличного трип-хопа, немного гитарных мелодий, вкрадчивого, ненавязчивого драм-н-баса, постукиваний, подвываний, пульсаций — и все это положено на едва пробивающийся сквозь насыщенное музыкальное пространство танцевальный ритм.
Получился «альбом полярных эмоций», как назвал его сам Ричард Файл.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: New age | Альбом | Музыка | Рецензия | Электронная музыка | Syntetika | Unkle

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!