24 марта 2004

Автор: Скоркина Ольга

Тайное окно / Вечное сияние страсти

Ольга Скоркина
США, 2004
Режиссер: Дэвид Кепп
В ролях: Джонни Депп, Джон Туртуро, Марио Бело, Тимоти Хаттон
Тайное окно/Secret Window
«Тайное окно» можно отнести к разряду «спокойных» экранизаций Стивена Кинга. Зрителя, ожидающего увидеть хоррор, от которого в жилах стынет кровь, фильм разочарует. А вот любителям интеллектуальных триллеров с вялым действием и многочисленными монологами персонажей (в духе «Шестого чувства») его просмотр настоятельно рекомендован.
В актерском составе «Тайного окна» выделяется Джонни Депп (как это часто происходит в последнее время), играющий с изрядной долей юмора слегка опустившегося писателя, у которого одновременно творческий кризис и развод с женой.
На его фоне Шутер, грозный графоман в черной шляпе, сыгранный Джоном Туртуро, смотрится откровенно слабо. Туртуро не хватило материала, чтобы проявить себя в полную силу.
Гнетущая, пронизанная ожиданием неведомого атмосфера «вытягивает» весь фильм. Ее поддерживает фиксированная камера Фреда Мерфи и эмоциональная музыка известного композитора-авангардиста Филиппа Гласса.
Логично было бы ожидать более успешной работы от режиссера Дэвида Кеппа, автора сценариев к фильмам «Комната страха», «Человек-паук» и «Парк Юрского периода». То тут, то там всплывают клише из триллеров последних лет, которые комкают и кардинально меняют кинговский финал. Последний, впрочем, обычно оставляют на усмотрение режиссера, который волен как угодно «терзать» оригинал. В случае с «Тайным окном» измененный финал лишь придает фильму недостающую динамичность, которая возникает и благодаря идеально дозированным шоковым эффектам.
Фильм «Тайное окно» сценическому таланту исполнителя главной роли обязан больше, чем инсценировочным способностям прочих своих создателей. В картине, авторские права на которую выкуплены у Стивена Кинга концерном Columbia, на писателя нет практически никаких ссылок. Зато вся она пронизана ссылками на предыдущие работы Джонни Деппа.
К примеру, частный детектив, которого писатель нанял для защиты от преследователя, говорит, что Рейни выглядел бы более устрашающим, будь он вооружен саблей, подобно кровожадному пирату. А на столе Морта лежит книга Хантера Томпсона, который в свое время создал литературную основу для «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» — культового фильма с Деппом в главной роли.
Фильм удался, однако сделался очередным хитом для фанатов Деппа, а вовсе не подарком почитателям Кинга.
США, 2004
Режиссер: Мишель Гондри
Сценарист: Чарли Кауфман
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Элайджа Вуд, Кирстен Данст
Вечное сияние страсти / Eternal Sunshine of the Spotless Mind
Опустошенность и отчаяние остаются после того, как из твоей жизни исчезает любимый человек. Навсегда. Все отдал бы, чтобы избавиться от неумолимых воспоминаний: его образ, голос, жесты… Но чудес не бывает. Или лекарство все же есть?
Его получает Джоэл Бариш (Керри), страдающий после расставания со своей импульсивной возлюбленной Клементиной (Уинслет). Лекарство предлагает компания с многозначительным названием Lacuna Inc, занимающаяся удалением нежелательных воспоминаний. Два года ранящего непонимания, захлопнутых дверей, бессмысленных споров можно забыть за одну ночь. Клементина уже сделала этот шаг, в отместку на него отважился и Джоэл. Но как забыть проведенные вместе счастливые минуты, влюбленные глаза напротив, первое свидание? Сознание Джоэла противится процессу удаления, однако машина запущена, и обратного пути нет. Вопреки попыткам героя утаить хотя бы часть воспоминаний, связанных с любимой, компьютер продолжает свою работу. И все же в финале Джоэл и Клементина, забывшие друг друга, вновь встречаются на месте своего первого свидания. Страсть сияет вечно.
Сценарист фильма — Чарли Кауфман, известный автор безумных историй, которые не находят признания у широкой зрительской аудитории. Однако кинокритики обожают Кауфмана и превозносят до небес его сценарии к фильмам «Адаптация» и «Быть Джоном Малковичем». Черное или белое. Любовь или ненависть. Иного не дано. Сюжеты в духе мейнстрима Кауфман оставляет другим.
Это ясно с первых минут просмотра «Вечного сияния», менее ироничного, чем «Адаптация», однако более сюрреалистичного, чем «Малкович». Фильм лишен спецэффектов, которыми изобилует современное кино. И кажется странным выбор режиссером на главную роль комика Джима Керри. Однако эта многогранная роль Керри удалась, глубже раскрыв драматическую грань его таланта, известную зрителю по «Шоу Трумэна». Также справилась с ролью взбалмошной, беззаботной и обаятельной Клементины экс-звезда «Титаника» Кейт Уинслет.
Кауфман, привыкший к путешествиям сквозь чужое сознание, продолжает свои эксперименты и в «Вечном сиянии страсти» (в оригинале — «Eternal Sunshine Of The Spotless Mind», первая строка стихотворения Александра Поупа). Действие в основном разворачивается в сознании героя, события протекают в обратной последовательности: от настоящего к прошлому. Зрителя порой охватывает боязнь затеряться в тоннелях чувств и коридорах событий. Однако сюжет фильма выстроен достаточно логично и далек от китча традиционных голливудских love story, а хэппи-энд выглядит весьма естественно.

Арт-хаусное кино: добровольное осмысление или вынужденное непонимание

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Джим Кэрри | Джонни Депп | Дэвид Кепп | Мишель Гондри | Стивен Кинг | Филипп Гласс | Хантер Томпсон | Чарли Кауфман | Кино | Композитор | Рецензия | Экранизация | Columbia | Вечное сияние страсти | Тайное окно

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!