13 мая 2003

Автор: З. И.

David Sylvian "Blemish" / David Bowie "Reality"

David Sylvian
«Blemish»
Samadhisound 2003
8 trk. 43:45
После нескольких лет исканий Дэвид Сильвиан (David Sylvian) записал ужасный альбом. Он имеет пророческое название «Blemish» (недостаток, дефект, англ.). История повторяется. Слушая «Blemish», нельзя отделаться от ощущения, что все это уже было — новая работа Сильвиана по сути есть краткое переложение истории из времен распада The Beatles, с Дэвидом в главной и второстепенных ролях. Пол Маккартни (Paul McCartney) поначалу тоже тешил себя мыслью записать сольный альбом без посторонней помощи, Джордж Харрисон (George Harrison) стал убежденным кришнаитом и экспериментатором в электронной музыке, а Леннон (John Lennon) под влиянием своей второй жены внезапно решил сделать альбом с джазовыми музыкантами. Сильвиан, естественно, не Леннон, не Харрисон и даже не Ринго Старр.
Начнем с того, что на пяти из восьми композиций, кроме самого Сильвиана, не слышно никого, а на остальных (одна из них продолжается 45 секунд) слышна еще гитара Дерека Бэйли (Derek Bailey). Удивителен замысел соединить микротональную технику свободной гитарной импровизации с мелодикой вокала. Впрочем, нюансы игры Бэйли не смогли пробиться сквозь монотонный голос партнера.
Без Бэйли дела идут не лучше... и не хуже. Первая композиция «Blemish», вероятно, задумана как сопровождение к какой-то инсталляции. Возможно, игра света или специальный видеоряд могли бы оживить это сочинение. Оно строится на электронных шумах, задающих ритмическую структуру. Ближайший аналог — «Welcome to the Machine» Pink Floyd, но там бездушие синтезатора создает очень красноречивый контраст с акустической гитарой. Время от времени Сильвиан извлекает дополнительные звуки из своего компьютера. Честно говоря, любой немного знакомый с музыкальным софтом может без труда слепить много столь же глубоких, заводных и неповторимых творений. Неожиданная изюминка ожидает слушателя в финале: последние две минуты из четырнадцати Сильвиан балует слух сэмплом деревянного свисточка, наверняка откопанного в деревне древних ацтеков. Что до стихов, то они под стать голосу Сильвиана, и лучше всего описываются как надрыв флегматика-акына.
Две вещи на диске, «The Heart Knows Better» и «A Fire in the Forest», напоминают о несомненном таланте Сильвиана. Словно вдохновение прорывается сквозь забытье, и вместо необязательной мазни с претензией появляется меланхоличная пастель, обаятельная и теплая.
В общем, «Blemish» не может похвастаться ни новаторством «Electronic Sound» Харрисона, ни наглостью «Life with the Lions» Леннона, ни даже обывательским добродушием первого сольника Маккартни.
Сильвиан просто сделал дилетантский альбом.
David Bowie
«Reality»
ISO/Columbia
11 trk. 49:23
Снова маэстро Боуи с Тони Висконти (Tony Visconti), как и в 2002, снова старинный причесанный звук. Снова ретро, одним словом. И никакого новаторства. У Дэвида Боуи явный период затишья и воспоминаний, по крайней мере в отношении музыки.
Не ждите откровений, не ищите скрытый смысл. В «Reality» все реально.
И «Try Some, Buy Some» Джорджа Харрисона (George Harrison) «реальна», несмотря на то, что она из семидесятых. И это настораживает. Тут вообще присутствует некая двойственность: с одной стороны — ритмы, формы и настроения «Scary Monsters» (1980), с другой — признаки современной легкости последних двух альбомов — «Hours» (1999)  и «Heathen» (2002). Некоторые видят даже частичное возвращение «Outside» (1996). Ничего удивительного: ведь все это Боуи. Слегка успокоившийся, но все же тот самый Боуи.
И, конечно, «Pablo Picasso» лишь слегка напоминает «Outside» — никакого взрыва, никакой бури. Не говоря уже о том, что это песня Джонатана Ричмана (Jonathan Richman) из The Modern Lovers. Правда, здесь она отнюдь не панк. Две каверверсии — совсем не много для Дэвида Боуи, и, как всегда, сделаны они так, что ничуть не выделяются на фоне девяти авторских вещей. Если предыдущий альбом адресовал слушателя к семидесятым, то этот, скорее, к восьмидесятым.
Как ни странно, в «Reality» Тони и Дэвид совершенно самостоятельны. Они не только идеальные сопродюсеры; оба вдоволь напелись и наигрались в рамках пластинки. Правда, первый больше на втором плане. Зато Висконти оторвался в работе над звуком.
Те, кто предпочтет специальное издание «Reality», состоящее из двух дисков, получит возможность помимо альбома послушать и кое-что из так называемого неиздававшегося. Почему Боуи вынес песни «Fly» и «Queen Of All The Tarts» на второй диск, не включив в альбом, неясен. Наверное, в этом есть смысл. Переделанная же «Rebel Rebel» вне альбома оказалась на своем месте и звучит очень трогательно.
Однако самая трогательная вещь издания — все-таки «Days», необычайно легкая и даже немного детская.
Что касается главной особенности двадцать шестого студийного альбома Дэвида Боуи, то она прежде всего в том, что музыкант впервые за последние десять лет отправился с пластинкой в мировой тур, в рамках которого собирается посетить не менее семнадцати стран. Начался он в октябрe, а закончится, вероятно, в мае.

I.Z. Анастасия Грицай

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дэвид Боуи | Дэвид Сильвиан | Альбом | Гитара | Музыка | Поп | Рецензия | Columbia

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!