24 января 2002

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть V. Ellington

Валерий Падучих Джазовый хит-парад века Ellington

Герцог Джаза был самим совершенством. Его музыка была одиннадцать раз отмечена премией «Грэмми». Двадцать четыре университета присудили ему почетные докторские степени. Франция наградила его орденом Почетного легиона, а США — президентской Медалью Почета.
29 апреля 2002 — 103 года с его дня рождения...
джазовый хит-парад века
Валерий Падучих
26. DUKE ELLINGTON. THE BLANTON–WEBSTER BAND (1939-1942 гг.) BLUEBIRD 5559. 3 CD (Записи фирмы RCA VICTOR)
Не вызывает сомнения, что лучший состав оркестра Дюка Эллингтона — это его оркестр начала 40-х годов. Канонический состав, темы, SOUND. Казалось, сам господь Бог подобрал для безупречных аранжировок Билли Стрейхорна (Billy Strayhorn) таких великолепных солистов, как «Мистер Тон» Бен Уэбстер (Ben Webster) с его сильным и сочным звуком, тонкий лирик Джонни Ходжес (Johnny Hodges), революционер джазового контрабаса Джимми Блэнтон (Jimmy Blanton), обладающий поразительным чувством ритма и превративший контрабас в солирующий духовой инструмент. Ядром оркестра являлись мастера ярких звуковых эффектов — трубачи Кути Уильямс (Cootie Williams) и Рекс Стюарт (Rex Stewart), тромбонисты «Трикки Сэм» Нэнтон и Хуан Тизол (Juan Tizol), автор знаменитого «Каравана».
«Мои сочинения можно назвать непрерывной биографией, — говорил Эллингтон. — Моя музыка рассказывает о новых людях, которых я встречаю, о местах, которые я видел, и о местах, которые изменялись у меня на глазах». Добавим, что, слушая произведения Эллингтона разных лет, мы очень рельефно ощущаем, как изменяется их структура во времени, насколько насыщеннее и красочнее становятся форма и язык.
Художественные находки 1939-1942 гг. самобытны и имеют непреходящую ценность. Они только отшлифовывались временем и талантом Эллингтона. В начале сороковых его музыка для многих была откровением. Изысканность оркестрового колорита приводила в восторг музыкальных критиков и любителей джаза. Журнал «Даун Бит» писал о «Concerto For Cootie» (первоначальное название пьесы — «Эхо Гарлема»): «Собирайте в кучу все восторженные эпитеты и вставляйте в патефон новую иглу!»
Подлинной жемчужиной тех лет я считаю великолепную по блюзовой музыкальной структуре композицию «Ко-Ко». Отточенная музыкальная форма, яркие переклички тембров том-томов Сонни Грира (Sonny Greer) и тромбонов Тизола и Нэнтона, инструментальные эффекты которых подчеркиваются узнаваемыми аккордами Эллингтона и четкой пульсацией в басовой партии Джимми Блэнтона. Запись настолько захватывающа, что слушателю нетрудно ощутить себя на Ко-Ко (как называли Конго-сквер в Новом Орлеане), в том самом месте, где родился джаз.
Альбом из трех компакт-дисков чрезвычайно насыщен эллингтоновскими стандартами, которые сохранили в записях тех лет свою первозданность и очарование оригинала: «In a Mellowtone», «Take the “A” Train», «I Got It Bad (and That Ain’t Good)», «The “C” Jam Blues», «Cotton Tale», «Perdido»…
27. DUKE ELLINGTON AT NEWPORT. COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES 40587
Выступление оркестра Эллингтона на фестивале джаза в Ньюпорте дало повод Дюку сказать: «У меня два дня рождения — 29 апреля 1899 и 7 июля 1956».
Действительно, в начале пятидесятых оркестр переживал сложные времена: уходили знаменитые солисты, создавая свои небольшие коллективы, джаз больших оркестров потеснял би-боп; многие критики и поклонники Эллингтона поговаривали, что маэстро исчерпал свои возможности.
Ньюпорт ознаменовал начало нового периода триумфального шествия оркестра Эллингтона по концертным площадкам мира. Всеобщее признание, многочисленные награды и престижные премии, а главное — высочайший уровень мастерства солистов и оркестра как единого музыкального организма, — все это началось с Ньюпорта.
Совершенно очевидно, что сыграло свою роль то колоссальное психологическое влияние Эллингтона на оркестр, которое ощущалось практически на всех «живых» концертных выступлениях. Однако в Ньюпорте оно усилилось благодаря реакции публики. После полуночи Эллингтон предложил своим музыкантам сыграть старую тему «Diminuendo and Crescendo in Blue». При этом тенор-саксофонисту Полу Гонзалвесу (Pol Gonzalves) (кстати, до этого не считавшемуся никаким суперсолистом) Дюк дал очень простое указание: «Мы тебя введем и выведем. Начинай и дуй во всю мощь. Дело для тебя привычное».
Соло Гонзалвеса — самое грандиозное в истории грамзаписи джаза — продолжалось шесть с половиной минут. Этот бридж из 27 квадратов превратил фестивальное выступление в историческое событие. На шестом-седьмом хорусах начались первые выкрики и хлопки публики, далее напряжение зрителей как-то моментально прорвалось, и всех охватил экстаз. Вдохновленные реакцией публики музыканты выкладывались изо всех сил, и в результате коллективная импровизация превратилась в лучшее — за все время существования оркестра — исполнение этой пьесы.
Пластинка «Эллингтон в Ньюпорте» заняла в 1957 г. четырнадцатое место в списке «40 лучших альбомов США» и сразу же стала самым многотиражным диском оркестра.
28. AND HIS MOTHER CALLED HIM BILL. BLUEBIRD 6287 (Записи фирмы RCA VICTOR)
Мелодии, вошедшие в этот диск-посвящение Билли Стрейхорну, принадлежат к самым популярным произведениям, созданным оркестром Дюка Эллингтона.
Взаимовлияние и взаимопонимание, даже взаимопроникновение Эллингтона и Стрейхорна — явление феноменальное.
Музыканты обожали Билли и считали его добрым гением; красивые гармонии и изысканные аранжировки знаменитых тем Стрейхорна составляли золотой фонд оркестра. Сочини он только «Take The “A” Train» — и уже было бы обеспечено место в истории джаза!
Его вклад в музыку Дюка Эллингтона (плюс в развитие оркестра как гармоничного музыкального организма) огромен; сам Эллингтон неоднократно признавался, что он учился у Стрейхорна и впитывал его оригинальные идеи, композиции и аранжировки.
«Билли Стрейхорн, — вспоминал Эллингтон, — был моей правой рукой, моей левой рукой, моими глазами на затылке; мои биоритмы пульсировали в его мозгу, а его — в моем!»
Альбом записан через 3 месяца после смерти Стрейхорна. Кульминация диска — одно из лучших соло Джонни Ходжеса в последней пьесе, написанной Билли Стрейхорном, — «Анализ крови».
29. MONEY JUNGLE. BLUE NOTE 46398
«Money Jungle» — тот особенный случай, когда вы можете приобрести сразу три диска: диск знаменитейшего композитора и проникновенного пианиста Дюка Эллингтона, диск лучшего контрабасиста и основателя школы современного джаза Чарли Мингуса (Charlie Mingus) и диск изысканного ударника Макса Роуча (Max Roach). Добавим — один из самых лучших в истории звукозаписи образцов камерного джаза.
Как справедливо отмечает в сопроводительной заметке известный музыкальный критик (и, кстати, владелец джазового клуба, устроитель знаменитого фестиваля джаза в Ньюпорте) Джордж Уэйн (George Wane): Эллингтон, Мингус и Роуч — это не трио, а триумвират. Три императорские особы дарят нам истинное наслаждение своей импровизацией. Три титана джаза, каждый из которых — Школа, Эпоха, Стиль.
Дюк Эллингтон в собственных композициях блистательно демонстрирует итоги и находки музыкальных экспериментов четырех десятилетий своего творчества. При этом он мастерски соединяет в единую звуковую ткань экзотические музыкальные гармонии, приемы страйд-пиано и «язык джунглей», характерный для его оркестра 30-40-х годов.
Чарли Мингус в этой записи — неуловимый, изменчивый, как бы обволакивающий фортепианные пассажи легкой дымкой.
В наиболее энергичных композициях он явный «боппер» — резкий, взрывной, страстный, звучание его контрабаса очень плотное, ритмически напряженное, изобилующее сложными гармониями.
Макс Роуч — сдержанный, едва ли не осторожный, непредсказуемый в своих ритмических акцентах. И в то же время он — образчик ударника с взрывным и страстным темпераментом (вслушайтесь в затейливую вязь его пассажей в эллингтоновском «Караване»). В игре Роуча запутанные лабиринты ритма удивительно гармонично сочетаются с прецизионной четкостью звуковой атаки; бурные соло — со сдержанными, подчиненными основной мелодии, которую ведет рояль Эллингтона.
Мингус и Роуч чувствуют себя в компании с мэтром так, словно трио существовало с давних пор (в действительности же они собрались вместе только на одну-единственную сессию). Но при этом каждый из них добавляет в музыкальную ткань аранжировок свои характерные особенности. В итоге в игре самого Эллингтона появляется нечто такое, чего ни до, ни после этой записи мы никогда не слышали. Эллингтон и в самом деле — многоликий Янус!
30. ELLINGTON. THE DUKE’S MEN: SMALL GROUPS VOL 1. COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES 46995 (Записи 1934-1938 гг.)
В дискографии Эллингтона заслуженно большое место занимают записи малых составов. В них блестяще раскрывается импровизационное мастерство солистов оркестра, каждый из которых — знаменитость. Стандартные темы обыгрываются более тонко и лаконично, нежели в аранжировках для биг-бэнда. Интересный факт: номинально руководителями комбо отмечены Джонни Ходжес, Кути Уильямс (Cootie Williams & His Rag Cutters), Рекс Стюарт (Rex Stewart & His 52nd Street Stompers), Барни Бигард (Barney Bigard & His Jazzopators). Однако над ними всеми стоит Дюк Эллингтон как организатор и координатор записей, автор текстов и композиций, аранжировщик и, разумеется, — идеолог формы, звучания, колорита, мастер специфических гармоний и композиторских приемов.
Структура классических пьес Эллингтона в двойнике замечательной серии «Шедевры фирмы Коламбиа» «The Duke’s Men» весьма стройна: интерлюдии солистов, разработка темы и вариации засурдиненной или открытой трубы, затейливые фразы кларнета, соло Джонни Ходжеса, подголоски других Дюксменов, полнозвучные аккорды Эллингтона, насыщенные любимыми им хроматизмами. И все это — на фоне непременных смен гармоний и переходов в другие тональности, что придает композициям изысканную фактуру и экзотическое звучание.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дюк Эллингтон | Альбом | Джаз | Лейбл | Музыка | Премия | Рецензия | Blue Note | Bluebird | Columbia | RCA VICTOR | Грэмми

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Единственный коллектив, которому великий Дюк предоставлял право первого исполнения своих произведений был его собственный оркестр. Оркестр Дюка Эллингтона, который в 2013 году отметил грандиозный юбилей – 90 лет со дня основания! 25 апреля он будет выступать в московском Доме музыки.

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

    sound

    Обнаженный винил

    sound

    Курьезы аудио: теневая зона звука

    sound

    Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

    sound

    Наушники: миниатюрный Hi-End

    sound

    Микрокосмос в голове

    sound

    Имеющий наушники - услышит!

    sound

    Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

    sound

    Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

    sound

    Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

    sound

    Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

    sound

    Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

    sound

    Телониус Монк - загадочный молчальник

    sound

    Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

    sound

    Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

    sound

    Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

    sound

    Сумеречная зона

    sound

    Атака тишины