25 января 2012

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть XIX

   Каждый из нас в какой-то мере коллекционер. Увлеченное собирание музыкальных записей — совершенно особое явление; в его основе всегда лежит интеллектуальная составляющая. Однако познав ценность записи, ценность запечатленного звука, начинаешь задумываться о том, в каком формате хранить его в своей коллекции. Сегодняшние меломаны и аудиофилы разделены на приверженцев SACD и DVD-audio, возвращается и незаслуженно забытый «аналог» — виниловые диски…

   Особое место в нашей Коллекции занимают раритеты: Их Величества Золотые диски.
  Отражающая поверхность компакт-дисков изготовлена из 24-каратного золота высочайшей пробы. Сами записи произведены на основе оригинальных мастер-лент по уникальной технологии современного цифрового ремастеринга. Репертуар и исполнители — только первой величины.
   Тираж этих коллекционных дисков, как правило, ограничен, потому что со старой матрицы трудно получить приличную копию. К тому же, роскошь выпустить GOLDEN CD могут позволить себе только именитые фирмы.
   В нашем случае это мэйджоры VERVE и PRESTIGE.


«SAXOPHONE COLOSSUS»89. SONNY ROLLINS FOUR
«SAXOPHONE COLOSSUS»
DCC JAZZ GZS–1082
PRESTIGE, 1956


   «Saxophone Colossus» — вне всякого сомнения, один из самых знаменитых альбомов в истории джаза. Записанный как долгоиграющая монофоническая пластинка в июне 1956 года, он признан вехой джазовой истории. Студийная запись сделана квартетом приглашенных музыкантов: пианистом Томми Флэнеганом, басистом Дугом Уоткинсом, ударником Максом Роучем и саксофонистом Сонни Роллинсом, тогда еще начинающим джазменом.
   Сонни Роллинс, до сих пор не сходящий со сцены, принадлежит к плеяде «джазовых гигантов» ранга Коулмена Хокинса, Лестера Янга, Джона Колтрейна. В своей музыкальной карьере он испробовал разные стили и жанры, изучал йогу, восточную философию и западную музыкальную культуру, в последние годы привнес в джаз-рок и фьюжн элементы классического бопа. Уже многие десятилетия Роллинс почитаем как Гуру современного джаза.
    50 лет тому назад он в одно мгновение прославился хрестоматийным ныне альбомом. Время подтвердило, что чисто художественные задачи, которые ставили перед собой молодые музыканты, были оправданы. Роллинс и другие создали великолепное произведение искусства. И творческий темперамент Роллинса как нельзя больше отвечал основополагающим качествам будущего джазового Мэтра.
  Непревзойденный автор кратких, но необычайно емких и точных характеристик джазменов, Иоахим Берендт писал: «Роллинс, как никто другой, мог (и может) поразительно беспечно и свободно обращаться с гармонией, на которой он импровизирует, или редкими острыми тонами лишь обозначать мелодическую линию, словно высмеивая эту манеру или издеваясь над ней».
  Три из пяти композиций альбома принадлежат самому Роллинсу. Десятиминутная импровизация на тему баллады о Мекки-ноже из «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта — невероятное прочтение затертой темы, исполненное глубоким щемящим вибрато его тенор-саксофона. И, наконец, абсолютный шедевр — блюзовая тема «Blue 7».

CATTIN` WITH COLTRANE AND QUINICHETTE90. CATTIN` WITH
COLTRANE AND QUINICHETTE
DCC Jazz GZS–1085
PRESTIGE, 1957


  На втором из тройки «золотых альбомов» играют Джон Колтрейн и «Вице-президент» Пол Куиничетт, прозванный так за редкое умение подражать звуку саксофона легендарного Лестера Янга.
  Слэнговое «сattin`» на языке джазовых музыкантов означает: «крутые ребята «лабают» джаз».
   Возможно, в 1957 году, при записи этого альбома, кто-то из «славной четверки» — Пол Куиничетт, Джон Колтрейн, Мэл Уолдрон или Эд Тигпен — так и сказал другому участнику: «Ну, ты котяра!..»1
   На этом альбоме записаны три пьесы одного из лучших джазовых композиторов современности, пианиста Мэла Уолдрона (Mal Waldron): «Cattin`», «Anatomy» и «Vodka». Роскошная восьмиминутная импровизация на «стандартную» (evergreen standard) тему «Чай для двоих» записана в студии, причем явно увлеченным звукорежиссером... Во всяком случае, никто тогда не вспомнил, что максимальная длительность долгоиграющей пластинки — всего 30 минут.
   Бонус-треки, которых не было на виниле, дают возможность услышать записи квинтета Пола Куиничетта в составе: Кенни Дрю (Kenny Drew), фортепиано; гитарист оркестра Каунта Бэйси Фредди Грин (Freddie Green); Джин Рэмси (Gene Ramsey), бас; а также популярный ударник эпохи свинговых оркестров Гас Джонсон (Gus Johnson), участвовавший во многих студийных записях.

«VERY TALL»91. OSCAR PETERSON TRIO
WITH MILT JACKSON
«VERY TALL»
UDCD 655
VERVE ULTRADISC, 1961


   Диск записан в сентябре 1961 года. Его название весьма рельефно: VERY TALL—Самые Высокопоставленные.
  Играет четверка Самых Высокопоставленных персон джазовой истории. Трио Оскара Питерсона в своем лучшем составе: барабанщик Эд Тигпен, супербасист Рэй Браун. Плюс мелодическое «сердце» — вибрафон Милта Джексона.
   В их игре присутствует атмосфера неторопливой беседы аристократов. «Very Tall» оставляет в стороне любой намек на соперничество. Великий Питерсон в «Улице зеленого дельфина» смиренно аккомпанирует, позволяя Милту Джексону выстраивать свои элегантные цепочки музыкальных фраз. «Reunion Blues» — он и есть Блюз Воссоединения!
   Уникальна по глубине прочтения темы хрестоматийная пьеса «Тело Джона Брауна». Она известна в основном по диксилендовым интерпретациям: «Glory, Glory, Hallelujah!..» — хвала и слава. Милт Джексон и Оскар Питерсон в ней, напротив, необыкновенно сдержанны.
   Пьеса Милта Джексона «Струны сердца» — поэма о романтической любви, она воплощается в теплом тембре его вибра-фона. Однако партнер Джексона, басист Рэй Браун, в начале пьесы играет в дуэте с Джексоном при помощи смычка, привнося в нее острые, щемящие краски.

   Остается сказать, что все три альбома записаны невероятно прозрачно, с превосходным разделением инструментов и тональным балансом, точной тембровой окраской и звуковой панорамой. Несмотря на то, что два из них — монофонические.


1Cat: 1) (англ.) кот, кошка; 2) (амер., сленг.) знаток или любитель джаза; 3) (амер., сленг.) парень. — Прим. автора.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Милт Джексон | Мэл Уолдрон | Альбом | Джаз | Лейбл | Музыка | Рецензия | Prestige | Saxophone Colossus | Verve

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Обнаженный винил

sound

Курьезы аудио: теневая зона звука

sound

Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

sound

Наушники: миниатюрный Hi-End

sound

Микрокосмос в голове

sound

Имеющий наушники - услышит!

sound

Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

sound

Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

sound

Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

sound

Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

sound

Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

sound

Телониус Монк - загадочный молчальник

sound

Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

sound

Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

sound

Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

sound

Сумеречная зона

sound

Атака тишины