12 января 2012

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть XVIII


Loui Prima

86 Loui Prima. Collector`s series capitol cdp 94072
   Нью-орлеанский трубач Луи Прима создал то, что официально называется «стилем Примы» («Prima Style»). Пик популярности пришелся на 1960-е, но сейчас интерес к нему возвратился: переиздаются пластинки, выходят архивные видеозаписи, телевизионные каналы США и Италии посвящают ему специальные программы.
Родившись в Нью-Орлеане 7 декабря 1910 года, он успел побывать трубачом, певцом, руководителем оркестра, композитором, аранжировщиком и даже киноактером (он снялся в знаменитой «Книге джунглей» в роли Кинга Луи). В 17 лет Прима был покорен талантом Луи Армстронга и Кинга Оливера. Затем Луи безоговорочно выбрал трубу, и его атака* сначала очень напоминала манеру Армстронга.
   В 30-е годы Прима создает свой первый оркестр, названный New Orleans Gang («Нью-орлеанская банда»). В Нью-Йорке они записывают более 70 композиций, и некоторые из них сразу же занимают почетные места в US Hit Parade.
   В 1948 году в ансамбле появилась шестнадцатилетняя певица Кили Смит (Keely Smith), альбомы которой в последние годы часто переиздаются, на радость тем, кто ее помнит. А уже в 1950 году они с Луи записывают первый хит «Oh, Babe!». Следующие десять лет отмечены колоссальным успехом их оркестра The Wildest Show In Las Vegas («Самое дикое шоу Лас-Вегаса»). Каждое его выступление, каждая новая пластинка были действительно неистовым шоу: бешеный ритм и сентиментальные мелодии, полные, однако, внутреннего огня. Прима создал неподражаемый стиль: огнедышащая труба плюс шутовской сленг, плюс чередование итальянского диалекта с американским акцентом и гортанного языка американского юга с итальянским акцентом. Все это было сплетено с диким саксофоном Сэма Бутеры и изысканной прелестью Кили Смит, к тому времени ставшей по-настоящему классной вокалисткой.
   В 1958 году Луи Прима и Кили Смит получили «Грэмми» за исполнение стандарта Гарольда Арлена и Джонни Мерсера «That Old Black Magic», одной из самых глубоких и выразительных тем популярного джаза ХХ века. Прима и Кили создали феерическое звучание. Высокую лирику Мерсера они наполнили особой экспрессией и, как обычно, нанизали ее на буйный ритм: «Эта старая черная магия!.. Я весь в плену колдовских чар, когда ловлю твой взгляд, я весь трепещу, когда слышу твое имя. Один лишь твой поцелуй может потушить пожар, который сжигает меня, пожар любви и страсти…» Эти строки вдохновляли на импровизации Армстронга и Эллу Фитцджеральд, Синатру и Брубека, Сиднея Беше и Гиллеспи.
   Луи Прима не зря пел о магии, он был настоящим волшебником джаза. Но не все и не всегда одобряли «Prima Style». Его композиции называли «музыкой толпы» или даже «музыкой бездельников» («lounge music»). Теперь в джазовых  энциклопедиях его называют приверженцем нью-орлеанского стиля, а некоторые источники относят Приму к исполнителям поп-музыки, музыки шоу и кабаре. Однако именно Луи Приме король свинга Бенни Гудмен во многом обязан своим феноменальным успехом на историческом концерте «20 лет джаза», состоявшемся в 1938 году в Карнеги Холле, — овация на этом концерте досталась грандиозной импровизации «Sing, Sing, Sing!», автором которой был Луи Прима.
   Оригинальное исполнение этого хита всех времен вы найдете в великолепном альбоме фирмы CAPITOL «Луи Прима. Серия для коллекционеров». В числе 26 треков 1956–1962-х годов присутствуют аранжировки «вечно-зеленых» джазовых стандартов: «Basin Street Blues», «The Sheik of Araby», «Pennies from Heaven», «Lazy River», «Embraceable You», «St.Louis Blues»… А также «Buona Sera», «Oh Marie», «Angelina» и, конечно,  — «Just a Gigolo».
   Записи сделаны в голливудской студии фирмы СAPITOL, а также в отеле Сахара в Лас-Вегасе и во время знаменитого шоу в «Harrah`s Club» на озере Тахое.
 

BOYD MEETS STRAVINSKI

87 BOYD MEETS STRAVINSKI. DENON/NIPPON COLUMBIA 01852. (SAVOY)
    Известно, что словосочетание progressive jazz cвязано прежде всего с оркестром Стена Кентона. Однако когда вы впервые услышите композиции Бойда Рэйберна, то решите, что Кентон стоит ближе к поп-музыке Джеймса Ласта, чем к настоящему джазу...
   В 1940-е в США преобладали танцевальные оркестры с солистами-крунерами («шептунами»), или, как их еще называли, «певцами очарования». На пике популярности были большие свинговые оркестры. На этом пестром фоне возникает оркестр Бойда Рэйберна. Он предпочитает импрессионистские гармонии в духе Дебюсси, смело использует ритмические инновации. В состав своего оркестра Рэйберн включает симфонические инструменты: французский и английский рожок, флейту, клавесин. Его симфоджазовые аранжировки кажутся странными. Критики в восторге, но большая часть публики относится к новой музыке холодно.
   Бойд Рэйберн родился в 1913 году, руководил университетским оркестром в Чикаго, в начале 30-х стал профессиональным музыкантом. Его увлечение свингом было недолгим. Уже в 1944 году он создает оркестр из молодых музыкантов, в составе которого оказались, в частности,  Диззи Гиллеспи, Рой Элдридж, Трамми Янг, Эл Кон, Лаки Томпсон, Оскар Петтифорд, Шелли Мэнн. Также в его оркестре начинал знаменитый мастер небоскребных пассажей трубач Мейнард Фергюсон.
   К сожалению, в 1947 году Рэйберн распустил оркестр и открыл частный магазин на фешенебельной Пятой Авеню в Нью-Йорке. Однако альбом «Boyd Meets Stravinski» остался в истории джазовой музыки. Записанный в 1946 году фирмой Savoy, в 1994 году он был переиздан японской студией Denon, подразделением Nippon Columbia. И уже успел стать раритетом.
 

DJANGOLOGIE/USA

88 DJANGOLOGIE/USA. DJANGO REINHARDT & QUINTET OF THE HOT CLUB DE FRANCE. SWING RECORDS CDSW 8421/3, 8424/6
   В начале 30-х годов Европа рукоплескала гастролирующим американским джазменам. Европейского джаза тогда еще не было. Только первые ансамбли появлялись в Старом Свете. Квинтет Hot Club de France — один из них. Cозданный братьями-гитаристами Джанго и Джозефом Рейнхардтами, он состоял лишь из струнных инструментов: трех гитар, скрипки и контрабаса, что само по себе было неожиданно. С 1934 года под эгидой «Парижского Клуба Горячего Джаза» с квинтетом играли американцы: ударник Билли Тэйлор, саксофонисты Коулмен Хокинс, Дики Уэллс и Бенни Картер, скрипач Эдди Сауз. В ансамбле Рейнхардта начиналась карьера легендарного Стефана Граппелли.
   Джанго родился 3 января 1910 года в цыганском таборе на границе с Бельгией, и даже сделавшись европейской знаменитостью, он продолжал жить со своей семьей в цыганской кибитке. В 17 лет он серьезно повредил руку и полтора года провел в госпитале. Но это не помешало Рейнхардту через пять-шесть лет достичь вершин игры на гитаре. Его аккордовая техника феноменальна. Его сочинения и интерпретации стандартов завораживают с первых тактов.
   Джанго Рейнхардт — явление абсолютно уникальное. У него было много подражателей, но сравниться с ним не может никто. Великий Дюк Эллингтон назвал Джанго одним из самых почитаемых музыкантов и в 1946 году пригласил его в турне по Америке. Основатель «Модерн Джаз Квартета» Джон Льюис посвятил Рейнхардту яркую композицию, названную «Django».
   Дискография Джанго Рейнхардта весьма разнообразна. Прожив всего 43 года, он оставил множество записей, сделанных с различными составами.
   Два двойных альбома нью-йоркской студии DRG Records относятся к эпохе расцвета его мастерства. Все записи сделаны в Париже в 1937–39 годах, но Джанго играет в основном с американскими оркестрами, в числе которых Coleman Hawkins and His All Star Jam Band, Dicky Wells and His Orchestra, Benny Carter and His Orchestra, Rex Stewart&His Feetwarmers. Играет, разумеется, и коллектив самого Рейнхардта — Quintette du Hot Club de France.
   В коллекции лэйбла SWING мы находим темы вроде «Чай на двоих» или «Тело и душа», авторские композиции Рейнхардта, его импровизацию на тему «Liebestraum No. 3» Листа, джазовые стандарты.
 

*Атака - непосредственный, быстрый переход в другой темп (обычно при смене частей или разделов музыкального произведения)

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Бойд Рэйберн | Джанго Рейнхардт | Кили Смит | Луи Прима | Биография | Джаз | Звукозапись | Композитор | Музыка | Django | SWING | The Wildest Show In Las Vegas

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Обнаженный винил

sound

Курьезы аудио: теневая зона звука

sound

Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

sound

Наушники: миниатюрный Hi-End

sound

Микрокосмос в голове

sound

Имеющий наушники - услышит!

sound

Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

sound

Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

sound

Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

sound

Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

sound

Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

sound

Телониус Монк - загадочный молчальник

sound

Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

sound

Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

sound

Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

sound

Сумеречная зона

sound

Атака тишины

sound

Sweet Songs: Неожиданные форматы