98. LESTER YOUNG. THE JAZZ GIANTS/ PREZ and TEDDY.
Two original LP`s on one CD. АЗБУКА ЗВУКА. 2003
1956 год — это Ньюпортский джазовый фестиваль, пик славы Луи Армстронга, инновации Стэна Кентона, лучшие альбомы Монка, Питерсона.
В этом славном году легендарный импресарио Норман Гранц записывает сессию со звездами джаза первой величины. С Лестером Янгом играют Тедди Уилсон (фортепиано), Вик Дикенсон (тромбон), Рой Элдридж (труба), Фредди Грин (гитара), Джин Рэми (бас), и Джо Джонс (ударные). В среде любителей джаза и филофонистов этот альбом называют не иначе как «Лучший джазовый альбом из всех когда-либо записанных». Альбом этот уникален с точки зрения абсолютно точно переданной атмосферы «джазовой мастерской». Его очень трудно описать словами.
Противореча самому себе (то есть вопреки написанному на страницах 25-ти номеров журнала ART ELECTRONICS?!), вспоминаю реплику американского комика Стива Мартина: «Говорить о музыке — все равно, что танцевать об архитектуре».
Классикой жанра этот альбом делает многое. Прежде всего, конечно, «PREZ», «Президент», Лестер Янг. И еще — виртуозные пассажи Роя Элдриджа в верхнем регистре, аристократический тромбон Вика Дикенсона, бурные барабанные соло невероятного Джо Джонса или изящный салонный стиль, перемежающийся с классическим свингом у Тедди Уилсона.
99. FIRST TIME: THE COUNT MEET THE DUKE. (Original Recording Remastered)
SONY, CK 65571.
Записи фирмы COLUMBIA
Альбом «First Time» по праву занесен в пантеон дуэтных записей джаза. Первой была фирма Roulette, которая в 1961 году записала «All Stars» Луи Армстронга с Дюком Эллингтоном за фортепиано. А в 1962 году Columbia выпустила альбом, о котором идет речь сейчас.
В том же 1962 году на фирме Impulse вышел диск «Дюк Эллингтон встречается с Коулменом Хокинсом», и в том же 1962-м, в сентябре, United Artists записала Эллингтона с Чарли Мингусом и Максом Роучем.
Символично, что всюду главную роль играет маэстро Дюк Эллингтон — величественная личность джаза.
Его авторитет был огромен; с его мнением считались и критики, и продюсеры, и исполнители. Честь быть рядом с ним доставалась лишь избранным. На размещенной в буклете фотографии Каунт Бэйси смотрит на Эллингтона снизу вверх (хотя оба в известном смысле из «высшего света»).
27 апреля 1999 года, за два дня до столетнего юбилея Эллингтона, фирма Sony выпустила новое, ремастированное издание этого альбома (с семью бонусными и альтернативными треками).
Итак, на этом альбоме играют — в частности, новые аранжировки хрестоматийных тем их бэндлидеров — два великих оркестра. В их составе легендарные Пол Гонзалвес и Фрэнк Уэсс, Фрэнк Фостер и Фредди Грин, а также «альтер эго» Дюка Эллингтона, автор «Take The «A» Train» Билли Стрейхорн. Записи просто безупречны. И чрезвычайно своеобразны — в буквальном смысле этого слова.
Однако надо отметить одну парадоксальную вещь. Оставаясь поклонником Дюка Эллингтона — музыкального гения высшей пробы — не могу не высказать этой крамольной оценки: в нескольких композициях (даже тех, автором которых является сам Эллингтон), оркестр Каунта Бэйси переигрывает оркестр Эллингтона. Впрочем, узнаваемый эллингтоновский саунд побеждает, когда играют его солисты: Пол Гонзалвес, Гарри Карни, Джонни Ходжес, Кэт Эндерсон. Хотя Дюк говорил: «Мой инструмент — оркестр».
Блюз «BDB» («Basie, Duke And Billy») написан Билли Стрейхорном в соавторстве с Эллингтоном. Его минорное настроение поддерживается вкрадчивыми акцентами тромбонистов Лоренса Брауна и Батлера Джексона; фортепианный дуэт Эллингтона и Бэйси — само совершенство!
«Take The «A» Train». В мастертэйке солирует сам автор — Билли Стрейхорн, и становится понятно, почему музыканты и критики в записях, как правило, не могли различить, кто играет — Стрейхорн или Эллингтон.
Альтернативный трек уникален. Оркестр разыгрывается, и продюсер диска Тео Масеро предлагает солировать Каунту Бэйси. Затем Дюк Эллингтон заменяет Бэйси Билли Стрейхорном. И мы виртуально присутствуем на репетиции, а в студии возникает одна из самых знаменитых тем в истории джаза!
100. MUSIC FOR LOVING. BEN WEBSTER with STRINGS.
PolyGram Records 314 527 (записи фирмы NORGRAN, 1954 и 1955 годов)
В 1944 году импресарио Норман Гранц организовал свой первый джазовый концерт в зале филармонии Лос-Анджелеса. Вышедшая в 1946 году запись послужила прототипом серии концертных выступлений и серии из 18 долгоиграющих грампластинок, известных под логотипом JATP (Jazz at the Philharmonic). Они вышли на первых лейблах Гранца CLEF и Norgran Records.
В 1956 году Норман Гранц создает знаменитую фирму — мэйджор Verve, которая получила уже ставшие известными записи лейблов Mercury Records и EmArcy. Ныне каталог Verve принадлежит концерну PolyGram.
Этот каталог великолепен. Достаточно назвать несколько имен: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Дюк Эллингтон, Билли Холидей, Каунт Бэйси, Коулмен Хокинс… В последние годы на PolyGram выходят прекрасные переиздания: 3 LP on 2 CD и 2 LP on 1 CD. Возвращаются редчайшие записи на виниловых «гигантах» благодаря выполненному на высочайшем уровне ремастерингу.
Verve часто записывала саксофонистов. «Искусство джазовой баллады» — один из дисков серии VSP (Very Special Performance — cвоего рода VIP).
Помню свое первое впечатление от Бена Уэбстера: красивый тембр, интонации светлой грусти, изысканный аккомпанемент струнных. На Verve Уэбстер записал много превосходных альбомов, благосклонно встреченных критикой.
Итак, эта — последняя — позиция хит-парада посвящена жанру баллады. Перед нами «Мистер Тон» Бен Уэбстер и «голос оркестра Дюка Эллингтона» — Гарри Карни. С ними играют Хэнк Джонс, Билли Стрейхорн, Тедди Уилсон (фортепиано), Джимми Хэмилтон и Тони Скотт (кларнет). В составе группы струнных: Эжен Орлофф, Тоша Самарофф, Гарри Лукофски, Абрам Бородкин, скрипки и виолончель.
В альбоме собраны уэбстеровские интерпретации классических баллад «Мост Челси», «Ранняя осень», «Голубая луна», «Звезды над Алабамой», «Искушенная леди», «Прелюдия к поцелую» (из LP-альбомов «Music For Loving» и «Music With Feeling»).
Баритон-саксофон Гарри Карни звучит в балладах «Мы снова влюблены», «Лунный свет над Гангом», «Моя фантазия».
Карни аккомпанирует большая группа струнных (плюс Зелли Смирнофф, Силван и Алан Шульман) и четверо его партнеров по оркестру Эллингтона: труба и скрипка (Рэй Нэнс), тенор-сакс и кларнет (Джимми Хэмилтон), контрабас (Уэнделл Маршалл) и ударные (Луи Беллсон).
В этих записях доминируют настроения лирической грусти и одиночества.
Вместо послесловия
За пять лет публикации этого проекта автор неоднократно испытывал колебания в отношении «уместности» в хит-параде того или иного автора или компакт-диска. И дело, конечно, не в том, что именитые фирмы грамзаписи извлекали из своих архивов все новые шедевры. Просто проходил испытание временем принцип отбора, как было когда-то заявлено, — ста лучших джазовых релизов XX века.
Разумеется, среди них не было места случайностям и однодневкам. И разумеется, с каждым из этих дисков связаны восторженные критические оценки, присутствие в верхних строчках чартов, престижные награды. Они были лучшими достижениями своих создателей: композиторов, бэндлидеров, аранжировщиков, солистов, продюсеров, звукорежиссеров, фирм звукозаписи. Объектом споров, однако может быть само определение «лучший». И то только если рядом с ним не поставить «самый лучший».
Публикация имеет коллекционный характер. Поэтому некоторое место было уделено техническому уровню издания диска — от прозрачности звучания до дискографии и справочного аппарата в буклете.
Сформируйте свою коллекцию из основных позиций этого хит-парада и дополните ее сообразно вашим вкусам и пристрастиям.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания