Валерий Падучих Джазовый хит-парад века. Часть II
6. SATCH PLAYS FATS (№ 10 on US LP CHART) COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES 40378
Вспоминает английский джазовый трубач Хамфри Литтлтон, автор статьи в буклете к CD «Satch Plays Fats»:
«В один из визитов Армстронга в Великобританию в 50-е гг. я был приглашен на лекцию Мезза Меззроу (кларнетист чикагского стиля) в Институт Современного Искусства в Лондоне. На вопрос о том, как Армстронгу не надоедает играть из года в год каждый вечер одно и то же, Мезз сердито ответил: «Те, кто говорят об этом, никогда по-настоящему не слышат музыку. Вариации могут быть порой во фразировке, а не в нотах, соло никогда не повторяются, основываясь на различиях в темпе, атмосфере или в том, кто играет с Армстронгом в данное время».
7. COMPACT JAZZ. CHET BAKER. POLYGRAM (записи EMARCY) 840632
JAZZ ROUND MIDNIGHT. CHET BAKER. POLYGRAM (записи VERVE) 840917
Манера «мягкой» трубы Чета Бэйкера, равно как и его пение, — словно он протирает драгоценное тончайшее венецианское стекло, — привлекало толпы поклонников. Мне сложно назвать лучший диск, потому что все они хороши: и концерт в Карнеги-Холле с Маллигеном, и клубные выступления в Риме и Париже, и «Чет Бэйкер со струнными»... Поэтому предлагаю одну из компиляций.
8. CHARLIE BARNET & HIS ORCHESTRA DROP ME OFF IN HARLEM GRD-612 (записи фирмы DECCA)
Чарли Барнета всегда вдохновляло творчество Дюка Эллингтона, которого он боготворил и которому старался всячески следовать. Его старания не были напрасны: в конце концов, за свое мастерство в роли лидера оркестра, состоявшего из белых музыкантов и великолепно исполнявшего классические джазовые композиции, Барнет получил прозвище Белый Дюк.
9. COUNT BASIE ATOMIC SWING ROULETTE JAZZ (CAPITOL) 78712
Каунт Бэйси одним из первых еще в 40-х гг. довел до совершенства так называемый «рифф» — сжатую мелодическую фразу, повторяющуюся много раз с небольшими изменениями. На фоне его риффов соло знаменитых музыкантов его оркестра выглядело еще более рельефным и эффектным. Каунту Бэйси мы также обязаны тем, что наряду с бэндлидером он вывел на передний план фигуру аранжировщика, лучшим из которых был Нил Хефти. С момента выхода своего альбома, на обложке которого была фотография атомного взрыва, Каунт Бэйси по праву стал называться «атомным».
Диск «Атомный свинг» великолепно записан (ремастеринг записей 1957-62 гг. с трехдорожечной мастерленты): отличное разделение каналов, точно угадываемое пространственное расположение солистов, глубина сцены, ощущение вибрирующего воздушного пространства.
В нем раскрывается талант Бейси как самого «экономного» пианиста, умеющего не просто несколькими аккордами, но даже отдельно звучащими под его чуткими пальцами нотами занять все пространство композиции.
Еще одно уникальное качество Каунта Бейси-бэндлидера: его оркестр умел свинговать в медленном темпе, более того, как ни парадоксально, — тихо! Послушайте, например, в какой бархатной манере исполняется на этом диске композиция «Moten Swing»!
10. APRIL IN PARIS POLYGRAM (VERVE) 825575
Хрестоматийный диск «Апрель в Париже» был записан в 1955-56 гг. и вышел в элитарной серии Clef фирмы «VERVE». В 1997 г. компания «POLYGRAM» переиздала этот, уже ставший историческим, альбом с семью альтернативными тэйками.
К середине пятидесятых, согласно мнению ведущих джазовых критиков, оркестр Бэйси стал трехкратным победителем в ежегодных номинациях журнала «Down Beat». В записях этого альбома участвовали такие выдающиеся солисты, как Тэд Джонс, Джо Ньюмен, Фрэнк Уэсс и так называемая «лучшая во всей Америке ритм-секция» — гитарист Фредди Грин, басист Эдди Джонс, феноменальный ударник Сонни Пэйн и, конечно же, сам «князь» оркестра и американского джаза Бэйси.
«Изюминкой» диска является двукратное повторение коды композиции «April in Paris», старой темы Вернона Дюка. «One more time» («Еще раз») дает знак оркестру Бэйси (мы это слышим на записи), а через несколько мгновений: «Once more…once!»
11. BIX BEIDERBECKE. BIXOLOGY CD 53017
Бикс Бейдербек — легенда джаза. Вдохновленный музыкой Original Jazz Band и негритянских оркестров, игравших на пароходах Миссисипи, он, вопреки воле добропорядочных родителей, надеждам и традициям семьи среднего класса, связал свою жизнь с джазовой музыкой, которой отдал всего себя.
Его заслуги в истории джаза заключаются не в изощренной технике, но в изысканных деталях, кристальной чистоте тона, в манере, на первый взгляд, бесстрастной, но настолько глубокой, интроспективной, заставляющей вспомнить музыку французских импрессионистов.
Пьеса Бейдербека «Misty» вдохновила не одно поколение джазовых импровизаторов.
12. LIVE ECHOES OF THE SWINGING BANDS. THE BIG 18 RCA VICTOR (BMG ARIOLA HAMBURG GmBH) 74321
В конце 50-х гг. музыкальный директор компании «RCA VICTOR» Фред Рейнолдс, движимый благой идеей донести до нового поколения американцев живые отзвуки великой ЭРЫ СВИНГА, составил коллекцию наиболее характерных музыкальных номеров из репертуара оркестров Чика Уебба, Томми Дорси, Глена Миллера, Арти Шоу, Дюка Эллингтона и других бэндлидеров. Затем он пригласил знаменитого аранжировщика Чарльза Ширли, чтобы тот прослушал оригинальные записи и сделал такие транскрипции и, с учетом современной техники звукозаписи, оставил больше пространства для солирующих инструментов (вспомним, что грампластинки на 78 об/мин позволяли записать на одной стороне всего лишь 3 минуты музыки) и больше места для коллективной импровизации. Квинтэссенцией проекта стал состав оркестра. Рейнолдсу и Ширли удалось собрать для записи восемнадцать самых значительных солистов эпохи свинга: трубачей Чарли Шейверса, Бака Клейтона, Рекса Стюарта, Билли Баттерфилда; тромбонистов Лоренса Брауна, Дикки Уэллса, Вика Дикенсона; саксофонистов Уолтера Левински, Сэма Донахью, Эрни Касереса, Пинатса Хако; басиста Милта Хинтона и др. Так эти All Stars записали пластинку «Live Echoes of the Swinging Bands. The Big 18» в легендарной серии фирмы «RCA VICTOR» Living Stereo.
13. IRVING BERLIN 100TH ANNIVERSARY COLLECTION MCA 39324
Написанные Ирвингом Берлином мелодии существуют не просто вечно. Они — вне времени. Например, «Puttin' on a Ritz», которую прославил Фрэд Астер в 1946 г. и которая заняла пятое место в 1983 г. в исполнении датского певца Тако.
«White Christmas» и «God Bless America» занесены в Зал Славы Грэмми.
14. DUKE ELLINGTON SOLOS, DUETS AND TRIOS BLUEBIRD 52178
Общепризнано, что возрастанием мастерства и популярности оркестр Дюка Эллингтона обязан Джимми Блэнтону, пришедшему в коллектив в 1939 г. Диск включает в себя все версии легендарных дуэтов Эллингтона и Блэнтона; из 21 позиций 10 либо никогда не издавались, либо впервые появились на компакт-диске. «Юное чудо» Блэнтон обладал поразительным чувством ритма и неисчерпаемым свингом. С ним контрабас стал «духовым» инструментом, которому еще и дозволялось быть солирующим. Блэнтон — целая эпоха в истории оркестра Дюка Эллингтона.
И, наконец, Билли Стрейхорн, автор многих знаменитейших тем, исполняемых оркестром.
Всех этих звезд мы можем услышать на диске.
15. CLIFFORD BROWN WITH STRINGS POLYGRAM 814612
Клиффорд Браун оставил в истории джаза настолько же яркий след, насколько ярким и звенящим был тон его трубы и блистательными его музыкальные идеи. Его композиции стали джазовыми стандартами. Ему одинаково удавались баллады и стремительные пассажи, а его музыке присуща высочайшая интеллигентность. Она полна глубоких эмоций, ярких чувств и переживаний.
Все эти качества Клиффорда Брауна замечательным образом отражены в его записях с большим струнным составом.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания