Fragile State «Voices from the Dust Bowl»
Константин Ильин
Bar de Lune, 2004
11 trk., 62:19
Музыкальный шедевр от Fragile State имеет все шансы занять достойное место в коллекциях меломанов. Полистилистический (от джаза до фанка, от эмбиент до даун-темпо) альбом «Voices from the Dust Bowl» выдержан в ключе «новой эмоциональной музыки» начала XXI века.
Уже ко второму треку — «King For a Day» — слушатель ощущает себя в «безоблачных» 70-х, во временах расцвета арт- и симфо-рока с их органными переливами и нескончаемыми психоделическими зарисовками. В 70-х годах чуть «грязноватый» звук объяснялся несовершенством звукозаписывающей аппаратуры. Сейчас это объясняется модой.
Следующая за «King For a Day» композиция «New Bassa» завершает начатую в дебюте тему на более спокойном «дыхании». Ритм в «New Bassa» становится изящным и прозрачным, а то и пропадает вовсе… На смену психоделии 70-х внезапно приходят современные веяния. Работа наглядно показывает, что модный нынче электронный стиль downtempo своими корнями застрял в «золотом» арт-роке. Кстати, весьма авторитетный музыкальный журнал «DJ Magazine» охарактеризовал альбом Fragile State как «очень правдивую downtempo-фантазию».
Пластинка «Voices from the Dust Bowl» — больше, чем «правдивая фантазия». Это современное переложение классических арт-роковых традиций. Вот — кусочек из Майка Олдфилда (Mike Oldfield), а вот — из французских Sacred Mushroom. В пьесе «Cleo» Fragile State использовали переходы из пинкфлойдовской (!) «Стены».
Влюбленный в арт-рок золотого периода меломан найдет в творчестве Fragile State больше, чем могут дать Massive Attack и Air вместе взятые. По сравнению с Fragile State сборник «Cafe del Mar» — обычная дешевка! Вслушайтесь в композицию «600 bliss». Джазовые интонации и chill-out атмосфера без лишних ингредиентов: шума прибоя и взглядов в сторону Nightmares on Wax.
Сразу после выхода пластинки «Voices from the Dust Bowl» журнал «Big Chill» назвал его первым претендентом на звание «Альбом 2004 года».
Слушать «претендента» приятно и забавно. К середине записи акценты смещаются в сторону академической и этнической музыки (композиция «At Last» с псевдогриговскими пассажами).
«Voices from the Dust Bowl» — фантастический по эмоциональному наполнению альбом. Он изысканно передает безмятежные (вечерние и утренние) сумеречные настроения. Мелодия меняется каждую секунду, оставаясь неизменно безмятежной.
Bjork «Medulla» Анастасия Грицай
Wellhart Ltd/One Little Indian Ltd, 2004
14 trk., 45:45
Очень сложно оценивать новый альбом Бьорк. Нелегко даже просто о нем рассказывать.
В который раз уже бросается в глаза какая-то одержимая преданность однажды избранному стилю оформления: она всегда помещает на обложку себя. В «Debut» (1993) — улыбающаяся сквозь слезы девочка в потрепанном свитере, в «Post» (1995) — уже жестковатая женщина, в «Homogenic» (1995) она превратилась в нечто японоподобное, в «Selmasongs» (2000), соответствуя героине фильма, осталась неустроенной Сельмой-очкариком, в «Vespertine» (2001) почти срослась с лебедем… Плюс образы из неизбежно запоминающихся, уникальных клипов-фильмов, а теперь… Теперь — «Medulla». Это очень впечатляет. Внушает уважение. Бьорк явно чтит традиции, хотя именно их она и разрушила когда-то, придя в музыку с сольным проектом. С другой стороны, на них (традициях) построен нынешний альбом, да и все ее творчество.
Она не меняется. Тот же голос, те же разъезды вокруг нот, те же по-детски наивные интонации, то же захлебывающееся придыхание, даже мелодии кажутся знакомыми. «Oll Birtan» вдруг возьмет да и напомнит «Violently Happy». И почти никакого английского; а если есть, то с привычным «эльфийским» акцентом. Протест против поп-культуры? Или просто очевидная потребность петь, что хочется? Странные у нее желания, странные потребности. Она поет, как дышит. Об этом столько слов написано за последние двенадцать лет.
Ничего общего с поп-музыкой это уже не имеет. Но все так же красиво. И теперь — абсолютно аскетично. Какие-то «ледяные песнопения», поддерживаемые мужскими и женскими хорами. Приглашенные звукоподражатели, заменяющие инструменты. Завывание Бьорк «мимо нот» и традиционные многоголосья на бэк-вокале. Ощущение странное. Размытое. Еще больше ее музыка напоминает обывателю о сумасшествии, психопатии, депрессии. Еще сильнее раздражает, пугает, гипнотизирует, вгоняя в крайне некомфортное состояние.
Кроме того — минимум инструментальной поддержки. Альбом исполняется практически а капелла. Исключение составляют редкие звуки, задающие традиционный для Бьорк псевдо-трип-хоп-ритм. Но чаще, как в «Where Is The Line», звуки пульсируют вне ритма.
Одни голоса. Ломаные. Надрывные. Плачущие. Кричащие.
И — парадокс: «Who Is It (Carry My Joy On The Left, Carry My Pain On the Right)» кажется оптимистичной и задорной на фоне этого леденящего запева.
А «Ancestors» — так просто какое-то сумасшествие.
Крупные компании типа Universal не должны выпускать таких пластинок.
Таких, как она, не должно быть. Таких, как она, считают ненормальными. Бьорк — уникальный случай безоговорочного общественного признания ненормальности. Ей даже остров за это подарили. Она — национальный герой Исландии.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания