Марк Левинсон — персона известная. Те, кто имеет отношение к High End Audio, безусловно, слышали о его проектах, воплощенных в разные годы в продуктах Mark Levinson, Cello и Red Rose Music. Слышали и о его темпераменте, который постоянно уводит этого «аудиогуру» далеко за пределы традиционной сферы деятельности. «Талантливый имиджмейкер», «шут» и даже «скандалист» — так характеризует его пресса. Очередной судебный процесс, экстравагантная выходка в добропорядочном обществе или неосторожная мысль вслух периодически «подбрасывают уголька в топку», что никоим образом не беспокоит самого Марка. Нонконформизм мешает ему вписаться в рамки благопристойности, но зато создает репутацию непонятого гения, в которого летят то цветы, то помидоры.
Пару лет назад Марк уже побывал в Москве. Тогда он демонстрировал всем желающим антистрессовые капли, благодаря которым негативное воздействие на организм цифровых технологий, будь то звук с компакт-диска или электронные часы на запястье, теряет силу. Теперь Левинсон привез на московскую выставку Hi-Fi Show целый контейнер новых моделей Red Rose Music, однако разговор с ним начался с тех же самых капель.
АЕ: Продолжаете ли Вы лечить «цифровой синдром» с помощью Вашего чудесного снадобья или уже потеряли к нему интерес?
МЛ: Интерес никуда не делся, да и капли при мне — попробовать не желаете? (Достает пузырек). Человек, который их создал, потратил на это 60 лет! И они уже производятся, правда, в ограниченных количествах — в аптеке не купишь. Кстати, всего 25 долларов баночка!
АЕ: Спасибо, денег с собой не взял. Скажите, это Ваша первая выставка в Москве?
МЛ: Да. Я приехал, потому что мне есть что показать. Это новая модульная аудиосистема Red Rose Music. В нее входят пятиканальный усилитель с коммутационной видеосекцией M1, компактные двухполосные колонки M2 с фазоинвертором и ленточной «пищалкой». И еще — активный сабвуфер M3. Новая серия позволяет без излишних затрат собрать любую систему (стерео, многоканальную) и затем произвольно менять ее. Это система-трансформер. Хотите, чтобы звучало громче, динамичнее — прибавьте одну, две, три пары колонок. Расположите их по кругу или по фронту — и получите стерео или Surround. Я, кстати, открыл для себя особую прелесть конфигурации 4.0: четыре колонки образуют квадрат, в центре которого находится слушатель.
Новая серия Red Rose Music понравится не только меломанам, которые не любят огромные колонки-ящики со множеством динамиков, но и архитекторам, дизайнерам. Гораздо легче «вписать» в помещение маленькие неброские колоночки или при желании полностью замаскировать их без ущерба для звучания. Колонки спроектированы так, что их можно повесить на стену или даже утопить в стенной нише подобно встраиваемым АС.
Кроме того, в большой колонке с восемью запараллеленными вуферами на каждый из них приходится восьмая часть подводимой мощности. То есть, если у вас 200-ваттый усилитель, каждому динамику достается 25 ватт. Этого часто оказывается недостаточно для того, чтобы полностью реализовать потенциал излучателя. А теперь представьте «штабель» из восьми колонок M2. Если их горизонтально положить друг на друга, получится сооружение примерно таких же размеров, как большая колонка с восемью вуферами. Но теперь вы можете подать те же 200 Вт на каждую! Обычно даже при наличии одной пары M2 сабвуфер оказывается не нужен. Но если вы хотите более мощного баса, к вашим услугам M3!
АЕ: А как же расхожее мнение, что универсальность и качество несовместимы?
МЛ: В новой системе нет компромиссов. Я получаю огромное удовольствие от ее звучания. Если честно, она мне нравится даже больше, чем Red Rose Revelation. То, что она при этом проста в обращении, надежна, эргономична и сравнительно недорога для своего уровня, нисколько не умаляет достоинств ее звука.
АЕ: Но через несколько лет Вы наверняка придумаете еще что-нибудь или хотя бы решите внести в конструкцию изменения…
МЛ: Сейчас не вижу необходимости что-либо менять. Я полностью удовлетворен результатом. К тому же, мне уже 58! Как знать, возможно, эта система станет моим последним детищем. Во всяком случае, на данный момент она — лучшее из того, что мне удалось создать!
АЕ: Ваш усилитель M1 собран на биполярных транзисторах. Вы предпочитаете их «полевикам»?
МЛ: Ни в коем случае. Хороший усилитель можно собрать и на биполярных транзисторах, и на MOSFET’ах. Просто в данном случае была разработана именно такая схема. Я вообще не сторонник того, чтобы превозносить одну технологию в ущерб другим, превращая это в инструмент продаж. Мои козыри — качество, простота, надежность. Я с удовольствием рекламирую то, в чем уверен, и не прибегаю к сомнительным аргументам. Мне важно, чтобы человек загорелся, проникся интересом к реальным свойствам аппаратуры. Технология — не свойство и не цель, а только средство.
АЕ: Но в Вашей системе нет процессора. Почему?
МЛ: Процессор — цифровое устройство, а моя система целиком аналоговая. За исключением разве что нового цифро-аналогового конвертора с USB-интерфейсом. Это, скажу вам, вещь! Без такого внешнего конвертора компьютер в качестве цифрового источника не способен выдать и половину того, что может!
АЕ: Так Вы всерьез рассматриваете персональный компьютер как High End источник?
МЛ: Нет, если в компьютере нет хороших видео- или аудиокарт и не установлен Bobcat. Но даже при наличии хорошей звуковой карты в компьютере очень грязное питание и полно цифровых шумов, поэтому внешний DAC необходим.
АЕ: А что такое Bobcat?
МЛ: Это программа, созданная Диком Бурвеном (Dick S. Burwen), одним из отцов-основателей компании Analog Devices, звукоинженером и убежденным аудиофилом. Бурвен — поистине уникальная личность, Эдисон нашего времени. Он имеет сотни патентов, миллионы устройств содержат микросхемы с придуманной им топологией. О нем можно писать книги. Дик был моим первым учителем в области электроники и помог мне в создании фирм MLAS и Cello. Такие знаменитые модели, как предварительный усилитель Mark Levinson LNP-2 и Cello Audio Palette — его разработки. Выйдя на пенсию, Бурвен всерьез увлекся цифровой обработкой сигнала и создал Bobcat — новый плагин для Windows Media Player, который делает звучание MP3 неотличимым от SACD или лучших компакт-дисков, воспроизводимых в цифровых трактах за десятки тысяч долларов. Это очень простая программка, включающая две странички. Поставив «галочку» в соответствующем окошке, пользователь может выбрать либо базовую, либо продвинутую страницу, в которой представлены восемнадцать типов звучания музыки и кино. Bobcat модифицирует форму сигнала таким образом, что цифровой звук теряет свою ненатуральность и начинает восприниматься нашим мозгом как аналоговый. Кроме этого, программа позволяет резко увеличить качество звучания плохих записей. Я считаю, что Bobcat — самое важное достижение в области аудио за последние 50 лет. Возможно, единственно важное!
АЕ: Программа работает в реальном времени?
МЛ: Да.
АЕ: А предусмотрена в ней возможность улучшения винилового звука, скажем, избавление от щелчков?
МЛ: Нет. Винил тем и хорош, что он от начала до конца аналоговый. Что же касается щелчков, я нашел против них отличное средство. В базовом варианте это 50 граммов водки, выпитые залпом. А в продвинутом — водка плюс сидящая рядом с вами симпатичная девушка. Действует безотказно!
АЕ: А DSD-поток с диска SACD Bobcat тоже обрабатывает?
МЛ: Нет. Потоку DSD вообще закрыт доступ в персональный компьютер, за этим зорко следит компания Sony. Но я вам хочу сказать следующее: с Bobcat все эти обозначения — CD, DVD, SACD, MP3 — потеряют для вас смысл. Вы просто начнете слушать музыку и не сможете остановиться!
АЕ: Bobcat уже есть на рынке?
МЛ: Еще нет, но вот-вот появится. И это будет настоящая революция в High End Audio!
АЕ: Однако любой аудиофил скажет, что компьютеру не место в системе High End...
МЛ: Этот предрассудок поддерживается разработчиками посредственных, но дорогостоящих транспортных приводов. Я им советую отдать все это компьютерным специалистам — у тех получится лучше. Но люди боятся потерять большие доходы: норма прибыли в компьютерной области гораздо ниже. Они не понимают, что смогут получать прибыль, уделяя больше внимания усилителям, колонкам, DAC’ам. Тем более что потребитель, сэкономив массу средств на источнике, наверняка захочет вложить их в более качественное и дорогое оборудование. В действительности от системы High End на базе PC выиграли бы все: и производители, и потребители. Последние получили бы множество дополнительных возможностей, включая музыкальные и видеобиблиотеки на жестком диске, запись на CD- и DVD-матрицы, обмен файлами по электронной почте, доступ в Интернет-библиотеки и т.д. И при этом их система, стоящая прежние деньги, могла бы стать гораздо лучше — благодаря более дорогим усилителям и колонкам.
АЕ: Как Вы находите выставку, Москву, Россию?
МЛ: Мне здесь комфортно и интересно. Мой отец — выходец с Украины, поэтому славянский дух мне близок. Россияне — люди откровенные, увлеченные, прямые, не любят, когда их пытаются обхитрить. Они обладают особым чутьем на правду и уважают тех, кто ее говорит. Я как раз привык говорить правду в лицо, за что меня многие не выносят, полагая, что дело в моей невоспитанности.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания