Анастасия Грицай David Byrne Look Into The Eyeball Luaka Bop/Virgin 12 trk. 38:57
Мудрое издание «Wall Of Sound» пишет, что в данном альбоме Дэвид Бирн (David Byrne) слишком уж любуется собой и своим творчеством, забывая о музыке.
«Это не столько альбом песен, сколько альбом фишек, сэмплов и звуков. В целом, «Look Into The Eyeball» очень элегантен, но лишен жизни», — пишет Грант Элдн (Grant Alden) в заключение своей рецензии на эту пластинку. Мы позволим себе не согласиться с подобным суждением, поскольку считаем композиции альбома именно песнями, к тому же не просто грамотно сделанными, но мелодичными и душевными.
Альбом, может быть, — не такой надрывный и энергичный, как «Feelings» (1997), но его внутреннее настроение, да и внешнее оформление вполне соответствуют нескольким предыдущим работам музыканта и являются их естественным продолжением. Позволим себе привести еще одно наблюдение — на «Look Into The Eyeball» звучит гораздо менее альтернативная музыка. Видимо, все привыкли к экспериментам такого рода, поэтому подобные работы новаторством уже не считаются. Немалую роль в этом привыкании сыграло и создание собственного
лейбла Бирна — Luaka Bop, специализирующегося на музыке в стиле поп-эйдж и всевозможных этнических изысках, в частности, столь любимых музыкантом мексиканских. Жанр, безусловно, не исчерпан, однако интриги в сольных работах все меньше. А поскольку на «Look Into The Eyeball» Дэвид Бирн достиг совершенства в избранном им стиле, то следующий альбом непременно должен кардинально отличаться. В противном случае он останется незамеченным, а Бирна неминуемо запишут в «старички». Но не будем забегать вперед, у нас в запасе еще два-три года ожидания.
Здесь есть вещи изумительной красоты и силы, как, например, «The Accident». Что же касается остального материала, то даже самый беспристрастный слушатель не найдет на диске ни одной заурядной композиции: каждый номер по-своему хорош и симпатичен. Некоторые напоминают кое-что из старого; другие открывают нечто новое в заданной музыкантом концепции. Очень многое строится на ритмах, иногда четких, но чаще ломаных. Африка, Южная Америка… Госпел, соул… Однако Бирн не боится обогащать музыку непростыми, иногда социальными текстами. Он давно уже ведет интеллектуальный диалог со своим слушателем, чего никогда не делал во времена Talking Heads. Ирония (она присуща всем британским музыкантам и обычно держит слушателя на расстоянии) практически исчезла (даже в «Feelings» она еще была ощутима). Путь, на который когда-то вступил Бирн, похоже, уже подходит к концу. И если задачей этого альбома было соединение мотивов старого
и нового мира, то она выполнена, и с выходом «Look Into The Eyeball» пришло время повернуть или неожиданно забежать далеко вперед.
Бурная постпанковская юность седеющего музыканта не забыта, а лишь трансформирована им во взрослое состояние. Есть опасение, что еще немного — и Бирн может зазвучать занудно.
Иными словами, вывод, который мы сделали, прослушав последний альбом маэстро, примерно таков: Бирну следует что-то менять в своем творчестве или же в подходе к нему. Срочно и принципиально. А с Грантом Элдном нельзя согласиться, пожалуй, лишь в одном: «Look Into The Eyeball» — не конец, а предостережение.
Кстати, несколько последних альбомов Бирна объединяет еще и оформление. Как ни банально это выглядит, но по крайней мере уже третий раз подряд музыкант рисует и заставляет двигаться именно себя. Помните, была кукла David Byrne с целым спектром «ощущений» и «настроений»? Теперь появился живой и настоящий, вполне реальный Дэвид, почему-то открывающий и закрывающий то рот, то глаза (такой эффект достигается при
помощи специальной обложки). Анализировать эту склонность к демонстрации собственной персоны мы не беремся. Будет о чем спросить музыканта, когда он приедет в Россию. Визит Дэвида Бирна запланирован
продюсерским центром «Лаборатория звука» на конец 2001 г. и, вероятно, пройдет в рамках всемирной презентации этого альбома.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания