25 апреля 2002

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть VIII

40
DEXTER GORDON OUR MAN IN PARIS BLUE NOTE 46394

   Многие узнали о Декстере Гордоне только после появления фильма Бертрана Тавернье «Около полуночи». Лучше поздно, чем никогда! Тем более, что Гордон взял в руки тенор-саксофон в 1940 г., и спустя несколько лет уже играл с Лайонелом Хэмптоном (Lionel Hampton), Билли Экстайном (Billy Eckstine), Чарли Паркером (Charley Parker), Бенни Картером (Benny Carter), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespy)… В 50-е о нем почти не было слышно, он практически перестал появляться на джазовой сцене. Однако музыканты вспоминали Декстера в своих разговорах и на сессиях after hours. Он оказал большое влияние на эволюцию Сонни Роллинса (Sonny Rollins) и Джона Колтрейна (John Coltrane).
   В 1960 году Гордон ворвался в джазовый мир шаровой молнией, прочно и надолго. В великолепной форме, с массой новых идей, с неповторимыми стилем и саундом.
   Британский критик Дэниэл Галперин писал о его выступлении в 1962 г. в Лондоне: «Это необыкновенная трансформация, потому что обычно, если музыкант уходит со сцены, то вряд ли возвращается к джазу. Случай Гордона — уникальное явление, сравнимое с пересечением параллельных линий в пространстве».
   В 60-х Гордон обосновался в Париже. Там он записал в мае 1963 г. этот альбом на студии фирмы Columbia. В интервью французскому журналу «Джаз» Гордон сказал: «Разумеется, сегодня я играю более прозрачно, ярко, я стал уравновешеннее, у меня обострилось понимание смысла того, что я делаю. Моя музыкальная концепция теперь более четка. Я знаю, к чему стремлюсь, куда иду. Я сохраняю спонтанность в импровизации, но теперь знаю больше о том, насколько она велика. Я путешествую по долгой дороге в джаз. Невозможно вернуть время, потерянное мной безвозвратно, но я постигаю новую музыку в своих экспериментах».
   Во всех записях этого времени сохраняется настойчивость, с которой он искал новые созвучия, прекрасные музыкальные конструкции.
   Вместе с Гордоном в записи принимали участие ключевые фигуры, создатели современной школы фортепиано и ударных — Бад Пауэлл (Bud Powell) и Кенни Кларк (Kenny Clark), а также один из самых почитаемых в Европе басистов Пьер Мишло (Pierre Michelot).
   Теплый тембр саксофона Гордона окутан оболочкой «бита»; в его игре развитие музыкального  рисунка подчинено внутреннему импульсу, сиюминутным эмоциям исполнителя. Замечания композитора по поводу темпа, силы звучания и даже (или — тем более) тональности считаются формальностями. Гордон свободно варьирует высоту тона, усиливает или расставляет более яркие акценты в разработке темы, подчеркивает рисунок свинга, причем делает это с полной уверенностью в логической необходимости своих рискованных экспериментов.
   Форма баллады всегда притягивала джазовых музыкантов. В концептуальных альбомах она с успехом играет роль интермедии (когда надо разделить сложные законченные структуры). Баллады, собранные фирмой Blue Note под одной обложкой, входили в состав восьми альбомов Декстера Гордона.
   Иногда кажется, что он силой воли приостанавливает развитие темы, «приглушает» дыхание, намеренно отдаляя финальный аккорд, который должен расставить все по местам. Эта сдержанность эмоций и полярность настроений, взрывы страстей и щемящая грусть в пределах одной пьесы просто изумляют.
   «Willow Weep For Me». Плачущая ива, оплакивание бесцельности жизни или безмерной утраты. Драматическое прочтение баллады иллюстрирует ту часть дарования Гордона, которую называли «сердитым и грубым лиризмом». Здесь, впрочем, лиризм необыкновенно тонкий и щемящий. Пассажи саксофона, полностью подвластного Гордону инструмента, исполнены внутренней силы.
   Саундтрек к фильму «Мосты округа Мэдисон». В титрах значилось имя исполнителя классических песенных тем с непривычным, теплым тембром и проникновенной манерой исполнения: Johnny Hartman. Я уверен, что всем ценителям хорошего джазового вокала он понравился сразу.
   Великая Элла Фитцджералд, почетная гостья джазовых шоу Сида Марка, в которых выступали Синатра, Мел Торме, Рэй Чарлз и Джонни Хартман, однажды сказала, что Хартман заслуживает «немедленного и безотлагательного признания».
   О мастерстве и безупречном вкусе героя нашего хит-парада один из американских критиков писал: «Какими словами можно рассказать обо всех талантах Хартмана? Как выразить на бумаге его владение голосом, чувство ритма, ощущение времени? Как объяснить ту манеру, с которой он доносит при помощи музыки поэтические символы и глубокий смысл текста, как бережно и нежно произносит каждое слово, причем так, чтобы донести до слушателей его истинный смысл и значение?».
   В альбоме присутствуют такие стандарты, как «Шарада», «Лестница к звездам», «Я счастлив». Символично звучит и название заглавной темы: «Я лишь обронил одно слово: “Привет!”».
   Инструментальное сопровождение Хартмана — сплошные знаменитости: Иллинойс Джекет (Illinois Jacquet) — тенор-саксофон, Хэнк Джонс (Hank Jones) — фортепиано, Кенни Бэррел (Kenny Burrell) — гитара, Джим Холл (Jim Hall) — гитара, на ударных — изысканный барабанщик стиля боп (в этой сессии ярко проявивший свое понимание ритма) Элвин Рэй Джонс (Elvin Ray Jones).
   В творчестве любого коллектива бывают периоды становления, расцвета, упадка, а иногда, что особенно ценно, — ренессанса. Оркестр Вуди Германа развивался сообразно тенденциям своего времени. Его музыка нравилась и широкой публике, и ведущим критикам. В отличие от Эллингтона и Бэйси, Герман часто менял солистов. Иногда вынужденно, когда те, окрепнув, уходили к другим бэндлидерам; иногда — спонтанно, поверив в развивающийся талант. Но уровень оркестра оставался неизменно высоким.
   В 1962 г. Герман произвел настоящий фурор. Его записи на Philips имели грандиозный успех. Пластинка «Encore: Woody Herman» в 1963 завоевала премию «Grammy». В том же году биг-бэнд был назван Оркестром Года. Пять дисков 1962–64 гг., записанных фирмой Philips, ценятся до сих пор.
   Все композиции на этих дисках изумительно записаны. По ним можно изучать стиль аранжировки для биг-бэнда.
   «Don’t Get Around Much Anymore» — знаменитая тема Эллингтона. Визитная карточка Германа — tutti оркестра с почти унисонным звучанием инструментальных групп.
   В «Sister Sadie» оркестр с первых тактов развивает мощный свинг; на фоне ритм-группы и медных эффектно звучит соло тенор-саксофона Билла Чэйза (Bill Chase).
   Восхитительно долгая пьеса «Camel Walk». Тромбонист Фила Уилсона (Phil Wilson), применяет граул (эффекты восточного колорита). Великолепен дуэт ударника Джейка Ханна (Jake Hanna) и басиста Чака Эндраса (Chuck Andrus). Кода Германа (парящий звук кларнета на фоне риффов медной группы) — классика жанра.
   А отточенные акценты в блюзе «Cousins»! Как будто Герман мановением руки дирижера вбивает гво’здики между гармоническими квадратами композиции.

44
LIONEL HAMPTON
HAMP
THE LEGENDARY DECCA RECORDINGS OF LIONEL HAMPTON
GRD RECORDS 2-652

   С именем Лайонелла Хэмптона связано становление в джазовом исполнительстве виброфона. Хэмитон создал школу, стиль, традицию. Еще он — аранжировщик, композитор, руководитель биг-бенда, непременный участник самых значительных jam sessions и джазовых фестивалей.
   Лайонел Хэмптон — вулкан жизненной энергии, витальностью пропитано каждое его соло.
«Как вы думаете, откуда произошел рок-н- ролл, — говорил Хэмптон. — Он произошел от нашего мощного бита и от способности публики танцевать под этот ритм».
   Однажды при исполнении «Flying home» на прогулочном катере вся саксофонная группа «выпрыгнула» от созданного ею же бешеного ритма в реку Потомак (впрочем, по воспоминаниям самого Хэмптона, в реке оказался один лишь басист).
   Предлагаемая компиляция справедливо названа «Легендарные записи фирмы Декка». В ней вы услышите хит 1944 года «Hamp’s Boogie Woogie», где Хэмптон в дуэте с замечательным пианистом и аранжировщиком Милтом Бакнером (Milt Buckner) развивают потрясающий свинг (критики шутили: «Двухпальцевая атака Хэмпа и все десять пальцев Бакнера — это круто!»). Бакнер аранжировал и «Улыбку в миллион долларов» (в изысканно медленном темпе), которая предвосхитила на 12 лет знаменитую тему оркестра Бэйси «Shiny stockings». Одно из первых исполнений в стиле боп — знаменитое вокальное соло Хэмптона в пьесе «Hey! Ba-Ba-Re-Bop».
   Жемчужина альбома «Stardust» — живая запись с концерта в Сivic Auditorium, в Пасадине, Калифорния, на антрепризе «Just jazz all stars» знаменитого импресарио и продюсера Джина Нормана. Труба Чарли Шэйверса (Charlie Shavers) и мягкий, вкрадчивый тон альтсаксофона Уилли Смита (Willie Smith), затем лучшее из записанных соло тенора Корки Коркорана (Corcy Corcoran) и голосовая подпевка Слэма Стюарта (Slam Stewart) своему соло на контрабасе — по общему мнению, это лучшая интерпретация пьесы Хоэги Кармайкла. И лучшая импровизация на эту тему — 15 минут 13 секунд вдохновенной переклички звезд мирового джаза о вечности: о звездном небе над головой.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Декстер Гордон | Дэниэл Галперин | Лайонелл Хэмптон | Альбом | Джаз | Лейбл | Музыка | Рецензия | Blue Note | Columbia | MCA | Polygram | Verve

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!