24 января 2012

Автор: Бессонова Нина

Фильм «Пять препятствий» Ларса фон Триера

Фильм «Пять препятствий» Ларса фон ТриераПять препятствий / The Five Obstructions

Дания-Швейцария-Бельгия-Франция, 2003

Режиссеры: Йорген Лет, Ларс фон Триер

В ролях: Клаус Ниссен, Майкен Альгрен Нильсе


Датчанин Ларс фон Триер всегда действовал по принципу: «правила существуют для того, чтобы их нарушать». В перерыве между съемками «американской трилогии» («Догвилль», «Мандерлэй», «Вашингтон») Триер решил обратиться к жанру документального кино, чтобы сотворить из него собственный псевдодокументальный перевертыш.

Триер бросил вызов своему учителю — датскому режиссеру-документалисту Йоргену Лету, который в 1967 году снял короткометражный 12-минутный манифест «Совершенный человек» (De Perfekte Menneske), охватывающий все основные темы его творчества. Триер восхищается этим фильмом и, по собственным словам, пересмотрел его не менее 20 раз. В 2000 году он предложил Лету снять пять ремейков картины, причем каждый раз Триер ставит перед Летом препятствия, которые тот виртуозно преодолевает. Сюжеты прерываются психоаналитическими диалогами между двумя мастерами арт-хауса, снятыми «дерганой» ручной камерой.

Фильм «Совершенный человек». Режиссер Йорген Лет, 1967

Первый ремейк должен быть создан на Кубе, без использования декораций и смонтирован полусекундными (12-кадровыми) планами с обрывочными движениями актеров. Лет на уровне шедевра исполняет последнее условие, соединяя в быстром монтаже короткие планы с трансфокаторными наездами камеры. Второй фильм надо было снять в самом убогом месте Земли, однако без прямого изображения нищеты и непременно со сценой еды. Лет сам усаживается за стол в бомбейском квартале красных фонарей, отделив себя от улицы полупрозрачной пленкой, сквозь которую смутно угадывается окружающее убожество.

Йорген Лет в фильме «Пять препятствий» Ларса фон Триера

Йорген Лет в фильме «Пять препятствий»

Самым сложным стало третье задание — сюжет безо всяких ограничений. Лет отвечает ироническим гламурным триллером с богатыми персонажами и сверкающими дорогими машинами. Такой ловкий ход вызывает недовольство Триера, и в наказание он заставляет Лета снять ненавистный обоим анимационный ремейк «Совершенного человека». Лет отправляется на американскую студию Flat Black Films, к Бобу Сэбистону, виртуозу ротоскопии (способ графической разрисовки кадров). В результате выходит формально совершенный компьютерный комикс, в который также вошли сцены из других фильмов Лета. Этот ремейк получился, пожалуй, самым интересным из пяти короткометражек.

И в завершение следует двойная метаморфоза — Триер перевоплощается в Лета, а Лет — в фон Триера, перевоплотившегося в Лета. Последний читает триеровский закадровый текст, оценивающий работу учителя и признающий поражение ученика.

«Пять препятствий» — это исследование процесса кинопроизводства и воссоздание феномена чистого искусства, в котором нет законов и рамок, а игра и реальность сливаются в пестрой круговерти. Совершенный фильм, совершенный человек. В утонченной игре мастеров побеждает Искусство.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Йорген Лет | Ларс фон Триер | Кино | Рецензия | Пять препятствий

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!