02 января 2000

Автор: Теплый Николай

Графика. Приближение к «цифре»: ступени

Павел Филонов. Бегство в Египет, 1918

Павел Филонов. Бегство в Египет, 1918

Строго формально стадиями на пути от станкового искусства к «электронной» графике можно считать работы нескольких художников. Это Филонов, Малевич, Мондриан, Уорхол, Лихтенштейн.

Павел Филонов. Формула вселенной, 1920-28Павел Филонов называл себя «мастером аналитического искусства» и стремился найти абстрактное выражение естественных процессов (электромагнитных, химических и т. д.). Он утверждал, что картина должна строиться из одной точки, как живой организм — как цветок, например. Филонов настаивал на субъективном характере формообразования, известно его правило: «делай форму любой формой, любой цвет — любым цветом».

Даже неискушенный зритель может увидеть определенное сходство между абстрактными работами Филонова и некоторыми образцами компьютерной графики. Это сходство заключается в тотальной ритмизации поверхности картины и в методе «наложения изображений», то есть в повторении изображений со сдвигом на плоскости. В остальном картины Филонова и произведения компьютерной графики диаметрально противоположны. Филоновский принцип «сделанности» предполагал, в частности, упорную, изощренную работу над каждым сантиметром картины. Главным в этой работе была «единица действия» — «единичное касание» холста, то мышечное ощущение, которое полностью отсутствует у компьютера.

Великий швейцарский художник ХХ века Пауль Клее так говорил о творческом процессе: «...Вспыхивает некий огонь (внутри художника — Н. Т.), он связан с рукой. Бежит к картине и там взрывается вспышкой, замыкая круг, откуда он пришел, возвращается обратно в глаз и далее (обратно к одному из источников движения, воли, идеи)». Для компьютера это невозможно. Компьютер мог бы рисовать, как человек, только в том случае, если бы он был системой, идентичной человеку, однако нужно ли создавать такую систему?

Малевич и Мондриан, которые работали одновременно с Филоновым в первой половине ХХ века, активно использовали вспомогательные приспособления. Супрематизм Малевича и неопластицизм Мондриана оперируют простыми геометрическими формами и пересекающимися горизонталями и вертикалями, нарисованными с помощью линейки; однако и у Малевича, и у Мондриана расположение форм и их пропорции достигают такого совершенства, которое может видеть и контролировать только глаз великого художника. Следующая стадия на пути к цифровой графике — творчество Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Они в еще большей степени «механизировали» творческий процесс, но контролирующий этот процесс глаз художника не давал их искусству перейти в «машинерию».

Энди Уорхол. Мэрилин Монро, 1967

Энди Уорхол. Мэрилин Монро, 1967

Энди Уорхол знаменит тем, что начал использовать технику шелкографии в станковом искусстве. Сама форма на основе шелковой сетки создавалась фотоспособом. С помощью фотоформы Уорхол наносил изображение на живописный фон, написанный обычным способом — кистью и красками, однако он никогда не делал это механистически. Яркий пример — знаменитый портрет Мэрилин Монро, на котором изображение кинозвезды повторено множество раз. Художник пользуется одной и той же фотоформой, но мы не найдем на холсте двух абсолютно одинаковых изображений. Уорхол мастерски рассчитывает, где и как нанести краску на холст через шелковую сетку фотоформы, он создает тончайшую нюансировку «пробелов», а ритм этих «пробелов» опять-таки контролирует глаз художника.

Рой Лихтенштейн

Произведение Роя Лихтенштейна «Whaam!» на его ретроспективе в Tate Modern в Лондоне

Рой Лихтенштейн использовал форму растра. Он шел в ближайший книжный магазин и просматривал лежащие на прилавках комиксы. Понравившиеся рисунки из комиксов он вырезал и уносил к себе в мастерскую. Там он их перерисовывал карандашом на бумагу большего формата, рисовал круги увеличенного растра и с готового рисунка изготавливал трафарет. Таким образом, художник брал чужой готовый материал, «рукотворно» его увеличивал (конечно, в чем-то уточняя) и механическим путем, методом трафаретной печати, заканчивал работу. Имитация растровой печати совершенно неожиданно вносит в работу человеческую теплоту. А пластика рисунка заставляет вспомнить японское искусство.

Визуальная музыка Майкла Томпсетта

Майкл Томпсетт. Карта мира, 2012

Один из видов новой, уже электронной графики — «визуальная музыка». Художники и композиторы создают графические листы с использованием нотной записи, которая не предназначена для исполнения, но, по мнению авторов, может восприниматься внутренним слухом зрителя. Компьютерная графика в этом жанре используется очень активно, иногда выполнение этой работы «вручную» вообще нереально. Возможности «цифры» позволяют изобразить очень сложные формы, изменения цвета и нюансировки фактуры.

Однако, я думаю,— компьютерная графика никогда не станет самостоятельным искусством, подобным станковому. Впрочем, в наше время станковым искусством может быть объявлен и чистый лист бумаги.

Несомненно, один из прообразов «визуальной музыки» — финал фильма Стэнли Кубрика «2001. Космическая одиссея».

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Павел Филонов | Пауль Клее | Казимир Малевич | Пит Мондриан | Рой Лихтенштейн | Энди Уорхол | Компьютер | Графический дизайн | Живопись | Искусство

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Николай Теплый #
    Уважаемый Art Electronics, я - автор статьи Николай Теплый. В сотый раз перечитываю статью, и только сегодня обнаружил неточность в моем цитировании высказывания П. Филонова (со слов Н.М. Коваленко). Открыл журнал - там тоже самое. Не могу сейчас точно сказать - была ли эта ошибка в моей рукописи или это появилось при печати. Правильная цитата - "Делай форму любой формой, любой цвет - любым цветом". Если можно, исправьте, пожалуйста, - хотя бы в электронном варианте - эту ошибку.
    С уважением,
    Николай Теплый. 18.03.2016. 23.18.

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Николай, благодарим за уточнение, поправили!

      Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    et cetera

    Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

    et cetera

    Записки о Трактате

    et cetera

    Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

    et cetera

    Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

    et cetera

    Механические люди: история андроидов от А до Б

    et cetera

    Биомузыка: диалог композитора и слизевика

    et cetera

    Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

    et cetera

    Перечитываем марсианские хроники

    et cetera

    Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

    et cetera

    Зингер. О бренде и человеке

    et cetera

    В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

    et cetera

    Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

    et cetera

    Светодиоды: pro et contrа

    et cetera

    Механика vs электроники

    et cetera

    Garden Lighting

    et cetera

    Барбара Миллисент Робертс

    et cetera

    Темная сторона красоты

    et cetera

    R. S. V. P.

    et cetera

    Pro svet. Часть II

    et cetera

    Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»