02 января 2000

Автор: Теплый Николай

Графика. Приближение к «цифре»: ступени

Павел Филонов. Бегство в Египет, 1918

Павел Филонов. Бегство в Египет, 1918

Строго формально стадиями на пути от станкового искусства к «электронной» графике можно считать работы нескольких художников. Это Филонов, Малевич, Мондриан, Уорхол, Лихтенштейн.

Павел Филонов. Формула вселенной, 1920-28Павел Филонов называл себя «мастером аналитического искусства» и стремился найти абстрактное выражение естественных процессов (электромагнитных, химических и т. д.). Он утверждал, что картина должна строиться из одной точки, как живой организм — как цветок, например. Филонов настаивал на субъективном характере формообразования, известно его правило: «делай форму любой формой, любой цвет — любым цветом».

Даже неискушенный зритель может увидеть определенное сходство между абстрактными работами Филонова и некоторыми образцами компьютерной графики. Это сходство заключается в тотальной ритмизации поверхности картины и в методе «наложения изображений», то есть в повторении изображений со сдвигом на плоскости. В остальном картины Филонова и произведения компьютерной графики диаметрально противоположны. Филоновский принцип «сделанности» предполагал, в частности, упорную, изощренную работу над каждым сантиметром картины. Главным в этой работе была «единица действия» — «единичное касание» холста, то мышечное ощущение, которое полностью отсутствует у компьютера.

Великий швейцарский художник ХХ века Пауль Клее так говорил о творческом процессе: «...Вспыхивает некий огонь (внутри художника — Н. Т.), он связан с рукой. Бежит к картине и там взрывается вспышкой, замыкая круг, откуда он пришел, возвращается обратно в глаз и далее (обратно к одному из источников движения, воли, идеи)». Для компьютера это невозможно. Компьютер мог бы рисовать, как человек, только в том случае, если бы он был системой, идентичной человеку, однако нужно ли создавать такую систему?

Малевич и Мондриан, которые работали одновременно с Филоновым в первой половине ХХ века, активно использовали вспомогательные приспособления. Супрематизм Малевича и неопластицизм Мондриана оперируют простыми геометрическими формами и пересекающимися горизонталями и вертикалями, нарисованными с помощью линейки; однако и у Малевича, и у Мондриана расположение форм и их пропорции достигают такого совершенства, которое может видеть и контролировать только глаз великого художника. Следующая стадия на пути к цифровой графике — творчество Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Они в еще большей степени «механизировали» творческий процесс, но контролирующий этот процесс глаз художника не давал их искусству перейти в «машинерию».

Энди Уорхол. Мэрилин Монро, 1967

Энди Уорхол. Мэрилин Монро, 1967

Энди Уорхол знаменит тем, что начал использовать технику шелкографии в станковом искусстве. Сама форма на основе шелковой сетки создавалась фотоспособом. С помощью фотоформы Уорхол наносил изображение на живописный фон, написанный обычным способом — кистью и красками, однако он никогда не делал это механистически. Яркий пример — знаменитый портрет Мэрилин Монро, на котором изображение кинозвезды повторено множество раз. Художник пользуется одной и той же фотоформой, но мы не найдем на холсте двух абсолютно одинаковых изображений. Уорхол мастерски рассчитывает, где и как нанести краску на холст через шелковую сетку фотоформы, он создает тончайшую нюансировку «пробелов», а ритм этих «пробелов» опять-таки контролирует глаз художника.

Рой Лихтенштейн

Произведение Роя Лихтенштейна «Whaam!» на его ретроспективе в Tate Modern в Лондоне

Рой Лихтенштейн использовал форму растра. Он шел в ближайший книжный магазин и просматривал лежащие на прилавках комиксы. Понравившиеся рисунки из комиксов он вырезал и уносил к себе в мастерскую. Там он их перерисовывал карандашом на бумагу большего формата, рисовал круги увеличенного растра и с готового рисунка изготавливал трафарет. Таким образом, художник брал чужой готовый материал, «рукотворно» его увеличивал (конечно, в чем-то уточняя) и механическим путем, методом трафаретной печати, заканчивал работу. Имитация растровой печати совершенно неожиданно вносит в работу человеческую теплоту. А пластика рисунка заставляет вспомнить японское искусство.

Визуальная музыка Майкла Томпсетта

Майкл Томпсетт. Карта мира, 2012

Один из видов новой, уже электронной графики — «визуальная музыка». Художники и композиторы создают графические листы с использованием нотной записи, которая не предназначена для исполнения, но, по мнению авторов, может восприниматься внутренним слухом зрителя. Компьютерная графика в этом жанре используется очень активно, иногда выполнение этой работы «вручную» вообще нереально. Возможности «цифры» позволяют изобразить очень сложные формы, изменения цвета и нюансировки фактуры.

Однако, я думаю,— компьютерная графика никогда не станет самостоятельным искусством, подобным станковому. Впрочем, в наше время станковым искусством может быть объявлен и чистый лист бумаги.

Несомненно, один из прообразов «визуальной музыки» — финал фильма Стэнли Кубрика «2001. Космическая одиссея».

   

Теги: Павел Филонов | Пауль Клее | Казимир Малевич | Пит Мондриан | Рой Лихтенштейн | Энди Уорхол | Компьютер | Графический дизайн | Живопись | Искусство

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

  1. userpic
    Уважаемый Art Electronics, я - автор статьи Николай Теплый. В сотый раз перечитываю статью, и только сегодня обнаружил неточность в моем цитировании высказывания П. Филонова (со слов Н.М. Коваленко). Открыл журнал - там тоже самое. Не могу сейчас точно сказать - была ли эта ошибка в моей рукописи или это появилось при печати. Правильная цитата - "Делай форму любой формой, любой цвет - любым цветом". Если можно, исправьте, пожалуйста, - хотя бы в электронном варианте - эту ошибку.
    С уважением,
    Николай Теплый. 18.03.2016. 23.18.

    Ответить на этот комментарий

    1. Николай, благодарим за уточнение, поправили!

      Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Перед публикацией ознакомьтесь: Политика обработки данных

    Спaсибо!


    Больше текстов

    et cetera

    Остров сирен

    et cetera

    ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

    et cetera

    Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

    et cetera

    Записки о Трактате

    et cetera

    Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

    et cetera

    Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

    et cetera

    Механические люди: история андроидов от А до Б

    et cetera

    Биомузыка: диалог композитора и слизевика

    et cetera

    Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

    et cetera

    Перечитываем марсианские хроники

    et cetera

    Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

    et cetera

    Зингер. О бренде и человеке

    et cetera

    В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

    et cetera

    Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

    et cetera

    Светодиоды: pro et contrа

    et cetera

    Механика vs электроники

    et cetera

    Garden Lighting

    et cetera

    Барбара Миллисент Робертс

    et cetera

    Темная сторона красоты

    et cetera

    R. S. V. P.