Karl Bartos «Communication» Константин Ильин
Home Records/Sony Music Ent. (Germany), 2003
10 trk.,45:55+video
Карл Бартос продолжает удивлять музыкальный мир технократическими опусами: сольными (как в данном случае), под именем Elektric Music, или созданными в рамках проекта Electronic.
Более того, с тех пор как Бартос расстался с Kraftwerk, он перестал быть «роботом»! «Kraftwerk — это огромный бренд. А я — это я, Карл Бартос, человек, — говорил Карл в одном из своих недавних интервью. — Я счастлив, что мы расстались, так же, как счастлив, что был частью этого коммьюнити целых 15 лет. Но я так устал ехать на заднем сидении!»
Сольный альбом Бартоса «Communication» — яркий образец позднего (третьего по счету) «социального» периода технологического дойче-стиля. В композициях с документальной беспристрастностью рассказываются истории, взятые из контекста современного информационного мира. В мини-сочинениях Бартоса темы социологии, киберпространства, коммуникации и психиатрии переплетены теснейшим образом.
Песня под названием «I’m the message» отсылает нас к маклюэновскому «The media is the message» («Носитель и есть сообщение»), а композиция «15 Minutes of Fame» напоминает об Энди Уорхоле (Andy Warhol), считавшем, что каждый человек с помощью телевидения может стать «знаменитым на 15 минут».
Ссылки на современных философов и деятелей культуры у Бартоса не случайны. Карл уже давно умудряется сочетать музыкальную деятельность с преподаванием. В частности, в 2004 году он прочитал курс по интерпозиции медиа в Берлинском университете и даже посетил с лекциями по теории информации Санкт-Петербургский университет.
На диске «Communication» можно найти отголоски всего, что когда бы то ни было выходило как у Kraftwerk, так и у Бартоса сольно. Открывающая альбом «The Camera» кажется калькой с альбома «Electric Cafe» (1986). «I’m the Message» можно считать современной переработкой знаменитой «Music Non Stop». «15 Minutes of Fame» — это, по сути, английский клубный танцевальный хит (помните заигрывания с техно у Pet Shop Boys или лучшие образцы New Order?). Настроение композиции «Reality» напоминает «Elektro Kardiogramm» от Kraftwerk образца 2003 года, а «Electronic Apeman» и «Life» — синтипоп в духе его же проекта Elektric Music (1993).
Сплошные реминисценции — хорошо это или плохо? Можно сказать — нормально. Автоцитирование лишь подтверждает чистоту стиля и верность собственному направлению. То, что происходит в современной музыке за границами дойче-стиля, а именно, в направлении, именуемом «электроклэш», вызывает в основном неприятные эмоции. Уж лучше танцевать под «15 Minutes of Fame», чем под мутирующий «Music» Мадонны.
В завершение надо отметить великолепный (как по выразительности, так и по графике) флэш-клип на песню «I’m the Message», записанный на том же диске. Этим видеороликом Бартос часто иллюстрирует свои лекции.
R.E.M. «Around The Sun» Анастасия Грицай
Skint Records, 2004
12 trk., 48:03
Тринадцатый альбом — тринадцать песен. И теперь текст каждой из них можно прочитать в буклете, хотя раньше R.E.М. своих слушателей этим не баловали. Что-то не то с этой пластинкой. Как-то все неслучайно.
С «Around The Sun» группа отправилась в свой самый серьезный тур по миру, рискнув впервые посетить и Россию. Почему вдруг?
Но что бы ни значили эти детали, R.E.М. выпустили мощнейший альбом: простой, на первый взгляд, по аранжировкам и музыкальной подаче, минималистичный с точки зрения обработки материала. Но удивительно цельный и располагающий к тому, чтобы слушать его вновь и вновь. Если вам когда-нибудь чем-нибудь нравилась эта группа, вы захотите иметь дома эту запись. В ней все о R.E.М. Все лучшее, на что способны Майкл Стайп (Michael Stipe) и компания, нашло отражение в «Around The Sun». И никаких нервов, никакого надрыва. Некоторые считают альбом даже чересчур спокойным, занудным, банальным…
С возрастом некоторые люди «как-то уж чересчур становятся мудры... начинают умничать, занудствовать, многозначительно улыбаться, снисходительно молчать»... Это и произошло с R.E.М. — они повзрослели. Очень красиво повзрослели, не изменив ни себе, ни своей музыке. Достойно.
Язык не поворачивается назвать «Around The Sun» предвестником заката славы R.E.М. Просто та часть поклонников, что посчитала запись скучной и лишенной энергии, вероятно, слегка отстала от процесса взросления группы. Вслушайтесь в заключительную песню «Around The Sun» — это не пафос, это жизненная позиция.
Мягко, задумчиво мурлыкающий Стайп, то вопрошающий, то уравновешенный. Эти бесконечные средние темпы. Рэп Q-Tip в «The Outsider» — это исключение из общего правила для этого альбома. А правило таково: ровно, вкрадчиво, рассудительно, ненавязчиво. И все — зыбко, иллюзорно, заторможено. Все, что вокруг. Внутри — R.E.М. со своей позицией, на этот раз абсолютно лишенной какой бы то ни было психоделии или искрометности в музыкальном оформлении. При желании в альбоме можно найти немного политики в том ее проявлении, что нынче свойственно всем мыслящим американцам. Группы поддерживают выборы, выступают за кандидатов, вписываются в акции, вступают в движения… У Стайпа нет причин становиться зомби, он вполне самодостаточен, однако ему есть, что сказать. Можно вслушаться в тексты или прочесть между строк. Но все же лучше просто слушать «Around The Sun», особенно не задумываясь о позиции R.E.М.. Здесь все естественно. Аскетично и печально.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания