Мюнхен / Munich Полина Грановская
США, 2006
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Эрик Бана, Даниэль Крейг, Джеффри Раш
«Весь мир наблюдал за тем, как в 1972 году 11 израильских атлетов были убиты на Олимпийских играх в Мюнхене. Это история о том, что произошло потом».
В новом фильме Стивена Спилберга «Мюнхен» главные герои — боевики Моссада, которые должны ликвидировать членов палестинской группировки «Черный сентябрь», причастных к убийству израильских спортсменов.
Агент израильской разведки Авнер Кауфман (Бана) по всему миру выслеживает исполнителей этой акции. Базисом для сценария послужила книга Джорджа Джонаса «Возмездие». Фильм основан на реальных событиях. При его подготовке использовалось многожество документальных источников, включая телевизионные хроники, которые органично вплетены в картину. Здесь сильный сценарий (Тони Кушнер и Эрик Рот), мастерская режиссура, незаурядная актерская игра. Хотя многие линии сюжета не развиты, а некоторые персонажи прорисованы бегло. Для Спилберга важна идея.
К моменту убийства восьмого террориста Авнер и его команда (группа из пяти членов Моссада) не отвлекаются на тех, кто становится их случайными жертвами. Для них первостепенную важность имеет «задание». Однако потом начинают убивать их самих. И сведение счетов очерчивается иначе.
Фильм «Мюнхен» полон сомнения: следует ли отвечать на насилие насилием? Авторы нейтральны, они не берут никакую сторону — ни израильтян, ни палестинцев. Террор и месть бессмысленны. Особенно абсурдным действие становится в сцене, где обе группы встречаются в одном и том же «надежном укрытии».
«Мюнхен» заканчивается панорамой башен-близнецов Всемирного торгового центра. Причем явно не из патриотических побуждений — это лишь перспектива будущих масштабов пришедшего в движение насилия. Террор превращается в зависимость. (Кстати, экс-глава Моссада подверг картину Спилберга критике и заявил, что она не имеет ничего общего с реальностью. По его словам, фильм в искаженном виде показывает работу Моссада и неуважительно изображает агентов).
В прежнее время американцев мало волновали темы из международной политики, но в последние годы они стали «просыпаться»: звонок прозвенел 11 сентября 2001 года. Новый фильм Спилберга явно сделан с расчетом на растущий интерес к этой тематике. Впрочем, режиссер замечает: «Я не думаю, что какой-либо фильм или книга могут вывести ближневосточную ситуацию из тупика, но попытаться все же стоит».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания