24 февраля 2003

Автор: Ильин Константин

Парижская джазовая серия "Jazz in Paris"

Константин Ильин
Парижская джазовая серия: «Jazz in Paris»
Начиная с 2000 года Universal S.A. France, подразделение фирмы-гиганта Universal, переиздало на компакт-дисках около сотни раритетных джазовых пластинок. Ремастеринг серии выполняли лучшие «уши» Европы. Все нюансы живого концерта сохранены. Ювелирное цифровое 24-битовое преобразование было осуществлено в парижской студии «Art et Son» Алексисом Френкелем (Alexis Frenkel) и Кристофом Эно (Christophe Henault).
Слушая записи 50-х, искренне сомневаешься в том, что концерт состоялся именно полвека назад, а не в прошлом году в одном из элитарных клубов. Звукорежиссерам удалось восстановить даже «похороненные» записи. Например, парижские концертные выступления Don Byas 1950–52 гг.
Каждый диск серии «Jazz in Paris» — история парижской джазовой жизни, день за днем.
Lionel Hampton
«Ring dem vibes»
(p) 1976 Blue Star (LP 80 706)
(c) Universal Music S.A. France (159 825-2)
7 trk. 43:29
«Jazz in Paris» cat. no. 46
Записано 25 и 26 мая 1976 года в парижской студии Hoche.
К 1976 году с именем Лайонела Хэмптона ассоциировался так называемый «французский новый звук» (french new sound). Все началось с того, что в 1955 Хэмптон вошел в инициированный лейблом Blue Star творческий проект лучших французских модернистов. Этот же лейбл пригласил Хэмптона сыграть нечто подобное двадцать лет спустя. Интерес к записи Хэмптона «Ring dem vibes» был огромен. Данная запись — переиздание первого выпуска на Blue Star.
Открывающая диск композиция «Ring dem bells», сочиненная Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) и Ирвингом Миллзом (Irving Mills), в исполнении Хэмптона — великолепна! Это образец экспрессивной джазовой музыки, сгусток позитивного настроения, аккумулятор эмоций.
Виброфонист Хэмптон неподражаем как интерпретатор. Даже во время исполнения сольных партий другими инструментами Хэмптон все равно «присутствует». Он грустит в «Vibraphone blues», радуется в «Hamp’s Thing». Из-за способности быстро переходить от одного состояния к другому французские джазовые критики дали Хэмптону меткое прозвище — «двойной шоумен».
Запись включает две сессии, сыгранные в парижской студии Hoche. С Лайонелом Хэмптоном играли тромбонист Claude Gousset, альт-саксофонист Michel Attenoux, тенор-саксофонист Gerard Badini, вибрафонист Dany Doriz, пианист Raymond Fol, личный пианист и органист Хэмптона Raynold Mullins, гитарист William Mackel, контрабасист Michael Gaudry и барабанщик Sam Woodyard, игравший в оркестре Дюка Эллингтона (Duke Ellington’s Orchestra).
Le Jazz Groupe de Paris joue Andre Hodeir
(p) 1956 Vega (LP 30 572)
(c) Universal Music S.A. France (548 792-2)
10 trk. 40:30
«Jazz in Paris» cat. no. 70
Записано 26 и 27 июня, а также 2 июля 1956 года в Париже.
После Второй мировой войны Париж вопреки всему остался европейской джазовой столицей, в которой формировались свои составы. Одним из них стал Le Jazz Groupe de Paris под управлением Andre Hodeir.
Коллектив из девяти музыкантов появился в начале октября 1956 года. Инициаторами выступили сам Андрэ, бельгийский саксофонист Бобби Джаспар (Bobby Jaspar) и американский тромбонист Нэт Пек (Nat Peck). Андрэ впервые представил на суд публики семь оригинальных композиций нонета Le Jazz Groupe de Paris на сцене Theatre National Populaire. Вскоре саксофонист Бобби уехал в Штаты, его заменил талантливый Georges Grenu.
В этой записи также присутствует «нетрадиционный» для традиционного джаза инструмент — виброфон. Палочки держит легендарный бельгиец Фэтс «Сэди» (Fats Sadi Lallemand). Лебединая песня «Сэди» звучит в красивейшей композиции альбома «Parisian thoroughfare», сочиненной Бадом Пауэллом (Bud Powell).
Кроме «Parisian thoroughfare», на диске выделяется композиция Телониуса Монка (Thelonious Monk) «Criss cross». Волшебная смена духовых в напевной, мелодичной «Milano» Джона Льюиса (John Lewis) завершает запись.
Bill Coleman
«From boogie to funk»
(p) 1960 Brunswick (LP 87 905)
(c) Universal Music S.A. France (549 401-2)
6 trk. 47:34
«Jazz in Paris» cat. no. 07
Записано 21 и 22 января 1960 года в Париже.
Запись величайшего трубача и композитора Билла Колмена носит не совсем корректное название «От буги до фанка». На пластинке преобладают все же блюзовые настроения. Фанка совсем немного. Однако название «From Boogie to Funk» было отобрано из сотен вариантов, которые пришли на конкурс, устроенный лейблом Brunswick и радиостанцией «Europe 1».
Все темы этой пластинки сочинены Колменом и исполнены созвездием блестящих музыкантов. Итог — шедевр за шедевром. Окончание альбома блюзовое: от «Afromotive in blue» до «Have blues, will play’em». И, конечно, блюз «Colemanology».
В «Bill, Budd and Butter» блестяще играют Бадд Джонсон (Budd Johnson) и пианист Патти Браун (Patti Brown), а Бадди Катлетт (Buddy Catlett) исполняет продолжительное соло на контрабасе.
Нельзя не отметить игру тромбониста Квентина Джексона (Quentin Jackson), игравшего в оркестрах Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и Квинси Джонса (Quincy Jones), а также Джо Харриса (Joe Harris) — бывшего барабанщика биг-бэнда Диззи Гилеспи (Dizzy Gillespie’s Big Band).

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Билл Колмен | Лайонелл Хэмптон | Альбом | Блюз | Джаз | Лейбл | Музыка | Рецензия | Le Jazz Groupe de Paris | Universal

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!