23 марта 2002

Автор: Ильин Константин

Сергей Курехин "Поп-Механика" / Tsahan "Masterpieces of Kalmyk traditional music"

Константин Ильин

Сергей Курехин. «Поп-Механика». Westbam «Live at...» Low Spirit, 1988 / А. Курехина, 2002 4 trk., 60:35

Часть 1. Leningrad (1988) «Pure Rose» 7:09 «Live at Leningrad» 8:20 Часть 2. Riga (1987) «Отец» 20:37 «Сын» 24:04

Эта запись — легенда советской авангардной музыки. Четырнадцать (!) лет пришлось ждать русского издания этих пленок, записанных в Риге и Ленинграде соответственно в 1987 и 1988 годах.
Настоящий диск «Live at...» включает в себя ремастированный материал двух небольших пластиночек «Поп-Механика featuring Westbam на концерте в Риге (1987)» и «Westbam. Popular Mekanik. Live at Leningrad (1988)», выпущенных на берлинском лейбле Low Spirit.
Максимилиан Ленц, он же Westbam, основатель и владелец Low Spirit, в одном из интервью рассказал о судьбе рижских записей «Live at Riga»: «Мы познакомились с Курехиным в Риге в 1987 г., где я наблюдал работу ди-джеев с кассетными записями. Сергей как раз в то время выступал в Латвии с “Поп-механикой”, и он предложил мне выступить в роли ди-джея на их концерте, на следующий день. Я согласился. Наш концерт был записан на магнитную ленту, которую буквально до дыр заслушивали самые разные люди в Берлине... Проект с Курехиным оказался популярным в Германии благодаря передаче на телевизионном канале Neue Deutche Welle, а
также благодаря миксам, сделанным с этой рижской кассеты». В тот период в 1988 г. он представлял немецкую
культуру на Олимпийских играх в Сеуле. Тогда же вышла ленинградская пластинка с Westbam.
«Live at Leningrad» — это курехинская мистификация: виртуальный концерт, которого никогда не было, техническая фантасмагория, рожденная в студии. Да, в композиции «Pure Rose» используются скретчи Максимилиана Ленца, но используются, как выяснилось, в записи. В студии сам Westbam не присутствовал. Часть материала предоставил его немецкий продюсер Уиллем, а часть была записана еще в Риге.
Количество участников рижской и ленинградской записей просто не поддается описанию. Помимо Сергея Курехина, Максимилиана Ленца, Виктора Цоя, Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова, Георгия Гурьянова, Александра Ляпина, Сергея Бугаева («Африки») в них принимало участие еще более десятка человек, о многих из которых просто позабыли (ведь прошло четырнадцать лет). «В буклете к альбому действительно мало информации, — рассказывает издатель CD “Live at...”, вдова Сергея Анастасия Курехина. — Не удалось вспомнить всех из “Поп-Механики”. Так много участников было, что даже забыли о Гаркуше, который читал текст во время “рижского концерта”. Тимур Новиков тоже входил в состав “Поп-Механики”, но он упоминается как художник-оформитель пластинок. Говорят, это его “домики” на обложке».
Нынешняя компиляция из двух пластинок, названная «Live at...», — не совсем техно-музыка, как может показаться из-за наличия имени Westbam среди участников. Вместе с тем это не совсем типичный авангард в курехинском стиле. Самой узнаваемой вещью для поклонников творчества Курехина станет трек «Live at Leningrad», в разные времена издававшийся под разными названиями. Все остальное — техно-фантазия под управлением дирижера Сергея Курехина. На «Pure Rose» от виниловых скретчей и запилов (ну, никуда не денешься от ди-джейской терминологии, когда рядом Westbam) буквально голова раскалывается. Иногда слышно, как кто-то активно занимается порчей пластинки Art of Noise. На «Отце и сыне» (собственно рижская запись) уже упомянутый Олег Гаркуша читает стихи, семимильными шагами блуждая из одного угла сцены в другой, а Сергей Курехин призывает к тишине, рассказывая о своей музыке как тихой и камерной, иногда с громкими отрывками.
Концерт в Риге стал переломным моментом для развития российской музыки того времени. Мало кто из нынешних клабберов (посетителей техно-клубов) задумывался о том, когда в Санкт-Петербурге впервые заговорили о «техно». А произошло это как раз в 1987 г. в Риге.
«Рано или поздно надо было наводить мосты между западной и нашей музыкальными культурами, — говорит участник тех записей Сергей Бугаев (“Африка”).— Во время нашей первой с Курехиным поездки за границу мы познакомились с DJ Westbam. После этой встречи мы начали притягивать берлинских ди-джеев в Санкт-Петербург. Так здесь открывалось новое движение».

Любовь Михайлова

TSAHAN «Masterpieces of Kalmyk traditional music» ООО «Kailas» 25 trk.: 73:44

Такого вы еще не слышали! Вряд ли вам доведется услышать настоящую корневую музыку дербетов и торгудов, если только не занесет вас «нелегкая» в калмыцкие степи.
Эти племена когда-то поселились к северо-западу от устья Волги и Каспийского моря — единственная группа монголов, живущих в Европе. Они были кочевниками вплоть до прошлого века. И музыка их осталась такой же, как в давние времена — незамысловатой. Современный образованный европеец вряд ли с первого раза воспримет протяжные песни с едва уловимой мелодией, неровным глиссирующим интонированием — подтягиванием нот до нужной высоты прямо во время пения.
Музыкальных жанров у них немного. Это, прежде всего, совершенно свободная протяжная импровизация («ут дун»). В ее ритме музыкальное время определяется частотой дыхания. Среди мотивов пастушьи зовы, сторожевые сигналы-оклики, подражание пению птиц.
О чем эти песни?
Это героические баллады с мифическими сюжетами, рассказы о реальных исторических событиях — например, об участии калмыков в отечественной войне 1812 г., или песни о пути к земле Зу-Тибет (буддистский колорит), которая бесконечно далеко. Иногда они лиричны, в одной из них невеста прощается со своими родными. Есть ритуальные наговоры и благопожелания:
«Развесистое дерево сосна в лунном свете колышется. Похорошевшие сидящие братья мои на протяжении месяцов блаженствуйте».
Космология несложна: мировая гора, мировое дерево, река, конь, птица, луна, солнце — отголоски бог знает каких представлений.
Более поздние короткие песни («ахр дун») уже строго ритмичны. Они чаще всего аккомпанируют танцам и исполняются под домбру. Как ни странно, на домбре обычно играют женщины, а мужчины танцуют.
Запись была сделана в «полевых условиях»: порой слышен скрип двери, шорохи, пение птиц; музыканты посмеиваются над своими ошибками или просто от радости.
Да, эти песни необычны. Какие-то из них могут показаться скучными, какие-то — нарочито агрессивными. Но в них присутствуют эмоции, которые могут захватить и увести в прошлое, когда мир еще был един — очерчивается общность этой музыки и с монгольской, и с тувинской... Или с чем-то еще, присущим всей азиатской культуре.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Максимилиан Ленц Westbam | Сергей Курехин | Виктор Цой | Сергей Бугаев Африка | Анастасия Курехина | Олег Гаркуша | Тимур Новиков | Музыка | Альбом | Лейбл | Рецензия | Поп-механика | Low Spirit

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Интересно о «Поп-Механике» в ДК РКИИГА в 1987 на сайте Post(non)fiction: http://postnonfiction.org/recommendations/popmehrkiiga/

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!