Trey Gunn «Untune the Sky» I.Z.
Inside Out, 2003
13 trk., 68:28
Трей Ганн (Trey Gunn) выпустил сборник, итог десяти лет творчества. Кроме нескольких ранее не издававшихся композиций, на диске записаны номера из трех сольных студийных работ («One Thousand Years», «A Third Star», «Joy of Molybdenum»), концертного диска («Live Encounter»), сборника неизданного материала («Raw Power») и, наконец, диска «Repercussions of Angelic Behaviour» — совместного творения Ганна, Роберта Фриппа (Robert Fripp) и Билла Рифлина (Bill Reiflin), барабанщика из Ministry.
Причины издания альбома, на котором из нового материала — одна композиция плюс два ремикса, скорее всего, не музыкальные, а политические. Тогда длилась одна из стадий ухода Ганн из группы King Crimson, в которой он проработал почти 10 лет. Причем отрывочные сведения (цитаты из онлайновых дневников Роберта Фриппа, рассказы поклонников, встречавших Ганна во время последних турне King Crimson) свидетельствуют, что его уход был совсем не безболезненным. Именно желанием перевернуть эту страницу своего творчества можно объяснить то, что на «Untune the Sky» попал номер с концертного альбома, вышедшего буквально несколькими месяцами ранее.
Однако следует заметить, что лучшего диска для того, чтобы получить понятие о Трее Ганне, не найти. Виртуоз уорровской гитары и чапмановского стика демонстрирует безупречный вкус, блестящую технику и удивительную дисциплину музыкального искусства. Басист и гитарист, Ганн предлагает музыку, которая не очень легко поддается классификации (впрочем, например, по Дюку Эллингтону вся музыка делится на плохую и хорошую).
Мощные пьесы с альбома «Joy of Molybdenum» («Sozzle», «Rune Song» и «The Glove») сочетают напор с изяществом — особенно «Rune Song», которая переходит в «Putting on a White Shirt» (с узнаваемым соло на трубе Дэйва Дугласа (Dave Douglas). Здесь заметно, как технично Ганн взаимодействует с перкуссионистом Бобом Мюллером (Bob Muller), табла которого так же незаменима, как и гитары Ганна.
Гармония — вот, возможно, лучшее определение для диска. Восточный ритм «Brief Encounter» мирно соседствует со свинговой «Arrakis». «Cruellest Month» удивит библиофилов внезапным для них голосом Т. С. Элиота, читающего свою «Бесплодную землю». Поклонники King Crimson могут считать эту пьесу прощальным приветом от Ганна. Последние несколько лет Crimson разрабатывали «Deception of the Thrush». В начале Ганн запускал те же сэмплы Элиота, а в финале играл соло, раз от раза все более совершенное — как, к примеру, «The Gift», следующая сразу за «Cruellest Month».
Поставь Ганн «The Gift» в финале, многие бы плакали, но завершает альбом «Hootenanny at the Pink Pussycat Cafe» — сколь короткая, столь и напористая. И именно здесь звучит гитара Фриппа.
Billy Cobham «Alivemutherforya» I.Z.
LEGACY RECORDS, 2002 (RE-ISSUED)
6 trk., 41:09
Этот диск легендарного барабанщика Билли Кобэма (Billy Cobham) можно купить без опасения нарваться на более чем странную музыку в стиле «диско», которую в конце семидесятых по непонятным причинам стали играть многие джазовые музыканты. Работы того же Кобэма или прекрасного басиста Стэнли Кларка (Stanley Clarke), относящиеся к концу 70-х — началу 80-х, слушать очень трудно: при всем уважении к Кобэму, на диско-альбомах его с успехом может заменить драм-машина. На «Alivemutherforya» ничего подобного не происходит. Благодарный слушатель может внимать высочайшего качества музыке на протяжении всех шести пьес альбома.
Кроме Кобэма, здесь играют и другие великолепные музыканты. Прежде всего, басист Альфонсо Джонсон (Alphonso Johnson), хорошо известный по Weather Report. Игра Джонсона как всегда безукоризненна и уместна. Джонсон вообще один из немногих, которым не требуется постоянно солировать для того, чтобы его было слышно. Быть может, более сдержанный, чем сменивший его в Weather Report Жако Пасториус (Jaco Pastorius), Джонсон умеет сочетать агрессивный стиль («Some Punk Funk») с лиричным («Shadows»). В «Some Punk Funk» солируют гитарист Стив Хан (Steve Khan) и саксофонист Том Скотт (Tom Scott). Однако соло не отвлекают внимания от линии бас-гитары, но парадоксальным образом ее подчеркивают. Впрочем, это небольшое чудо можно объяснить и мастерством Хана и Скотта.
Стив Хан, помимо очень красивых сольных партий, превосходно играет на ритм-гитаре в завершающей альбом «On a Magic Carpet Ride», причем с электрическим пиано Марка Соскина (Mark Soskin) это напоминает «Return to Forever» первого состава. Затем, через несколько минут, Хан исполняет дуэты с Джонсоном и Скоттом, разгоняя всю группу до такой скорости, что слушатель остается в недоумении — почему только семь минут?
Сам Кобэм на этом альбоме безукоризнен. Этот выдающийся музыкант прославился в группе Майлза Дэвиса (Miles Davis) периода Bitches Brew и затем в первом составе Mahavishnu Orchestra, причем как барабанщик не только виртуозный, но и очень громкий. Эта репутация не всегда соответствует действительности: Кобэм феноменально чувствует музыку, нюансы его тона удивительны.
На шести пьесах альбома Кобэм ни разу не солирует, то есть не играет в полном одиночестве. Такая сдержанность весьма для него характерна, но разочаровывает — соло Кобэма на его собственном альбоме вряд ли этот альбом испортило бы.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания