30 апреля 2002

Автор: Зиловянский Дмитрий

Что Вы знаете о фонографах?

Выдержка из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 – 1907):
Владимиру Игнатьевичу Дерябкину.
В «Музей Граммофонов».
Самовары и граммофоны.
Жестяные бутоны и раскрывшиеся лепестки.
Отставной клоун (запасливый шмель) опыляет их,
И пьет чай под музыку последних известий.
Сам себе Ельцин, сам себе Путин, сам себе Горбачев.
14 ноября 2002 года.


Аппараты предоставлены Частным Музеем Граммофонов Владимира Дерябкина, Санкт-Петербург

   Фонограф — составляет одно из самых замечательных изобретений знаменитого Эдисона (1877). Прибор этот даёт возможность на долго сохранять и затем в любое время воспроизвести и многократно повторять отпечатленныя на нём звуковые колебания, вызванные раньше или голосом, целою речью или пением, или сыгранною около него музыкальною пьесою на каком-либо инструменте или целым оркестром. Устройство и действие прибора следующия: звуковые колебания передаются очень тонкой стеклянной или слюдяной пластинке и при помощи прикреплённого к ней острого штифта переносятся на поверхность вращающегося цилиндра, как и в фонаутографе Скотта; разница лишь в том, что следы, оставляемые на цилиндре в первом приборе, более глубокие, рельефные и прочные, чем в приборе Скотта. В приборе Эдисона первоначального устройства цилиндр покрывался оловянным листом, на котором остpиe пластинки при своём колебании и оставляло соответствующие углубления. Понятно, что, если, по прекращении действия звукового источника, заставить снова вращаться надлежащим образом цилиндр, то остpиe, находящееся в колее сделанных им же раньше впадин и выступов, а также, следовательно, и пластинка, и прилегающий к ней слой воздуха придут в такое же колебательное состояние и вызовут такую же последовательность звуков, какая была воспроизведена перед аппаратом первоначально; Ф., служивший сперва приёмником звука, теперь станет уже передатчиком его и повторит, поэтому, хотя менее громко, все, что было раньше перед ним сказано, пропето и сыграно (см. фиг. 1). В позднейших (с 1888г.), усовершенствованных фонографах, вместо оловянных листов применяются восковыя (с некоторыми примесями) оболочки цилиндров, при чем, при вращении оси прибора с помощью часового механизма или электрического двигателя, не цилиндр сам перемещается вдоль своей оси, а оправа, поддерживающая упругую пластинку. Скорость вращения цилиндра (около 175 оборотов в минуту) поддерживается центробежным регулятором и реостатом, при помощи которого вводится в цепь электродвигателя большее или меньшее сопротивление. Говорная труба или раструб вместе с пластинкою поддерживается особыми салазками, скрепленными с гайкой (неполной), обхватывающей частью винтовую мелкую нарезку (100 на 1 дюйме) на оси цилиндра. При помощи рычага можно отделить гайку от оси и прекратить поступательное движете пластинки. В приборе имеются три пластинки. Одна из них, стеклянная, очень тонкая, снабжена острым штифтом, предназначенным для записывания на восковом цилиндре воспринимаемых ею звуковых колебаний; на другой, такой же, имеется более тупой штифт, служащий для воспроизведения колебаний, записанных на цилиндре; на третьей же, более толстой пластинке укреплено остроконечиe, помощью которого можно сцарапать написанное на цилиндре и таким образам подготовить его для восприятия новых звуковых колебаний. Слушать передаваемые Ф. звуки можно или при посредстве резиновых трубок, одни концы которых сообщаются с коробкой, заключающей вибрирующую пластинку, а другие концы вставляются в уши, или же непосредственно, при чем в таком случае на коробку надевается большой раструб.

   Граммофон. Видоизменение фонографа составляет очень распространенный теперь граммофон. Особенность его та, что вместо цилиндров в нём для записывания и воспроизведения звуковых колебаний применяются эбонитовые диски с нарезанными на них спиральными выемками. Игла, прикрепленная к вибрирующей пластинке, движется по спирали отъ середины к окружности вращающегося диска. Удобства, представляемые дисками, заключаются в том, что они сравнительно дешевы и прочны, занимают мало места и легко и быстро могут быть заменены один другим.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Владимир Дерябкин | Томас Алва Эдисон | Аудио | Винил | Звукозапись | Изобретение | Источник звука

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Обнаженный винил

sound

Курьезы аудио: теневая зона звука

sound

Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

sound

Наушники: миниатюрный Hi-End

sound

Микрокосмос в голове

sound

Имеющий наушники - услышит!

sound

Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

sound

Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

sound

Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

sound

Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

sound

Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

sound

Телониус Монк - загадочный молчальник

sound

Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

sound

Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

sound

Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

sound

Сумеречная зона

sound

Атака тишины