24 января 2012

Автор: Бессонова Нина

Дневники мотоциклиста

Дневники мотоциклиста / The Motorcycle Diaries    Нина Бессонова
США-Аргентина-Германия, 2004
Режиссер: Уолтер Саллес
В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Родриго де ла Серна, Миа Маэстро

   «Позволь миру изменить себя, и ты сумеешь изменить мир». Под таким девизом 4 января 1952 года студент медицинского колледжа Эрнесто Гевара (Берналь) и его друг, биохимик Альберто (де ла Серна), отправились из Буэнос-Айреса на стареньком мотоцикле в путешествие по Южной Америке. За девять месяцев они проехали десять тысяч километров по дорогам Чили, Патагонии, Колумбии, Венесуэлы, Перу. Начиналось все как романтическая поездка с веселыми приключениями и величественными пейзажами, но вскоре друзьям открылась изнанка этого мира: всюду они встречают горе, угнетение, нужду.
   Реальность, увиденная в дороге, изменила взгляды молодых людей и направила каждого по собственному пути, к концу которого придут легендарный команданте Че Гевара и основатель медицинской школы Сантьяго Альберто Гранада.
   «Это не рассказ о великих делах, это рассказ о двух людях, путешествующих вместе по внутреннему пути, полных одинаковых стремлений и мечтаний… Было ли наше представление о мире слишком узким, слишком частным, слишком поспешным, не были ли наши выводы чересчур суровыми? Все может быть, но это бесцельное путешествие по огромной американской земле изменило меня больше, чем я ожидал. Я уже больше не я. По крайней мере, изнутри». Этот вывод будущий революционер Че сделает в конце пути.
   Фильм нельзя назвать политическим. Это очень гуманная история об открытии мира, взрослении, поиске своего места в жизни. Кубинская революция, Фидель Кастро, кровавая партизанская война, нелепая смерть в колумбийской деревушке — все это будет позже. А пока — дорога…
   Взгляд исподлобья, борода, знаменитый берет с красной звездой — этот портрет работы Альберто Корды (1960) превратил Гевару из революционной иконы в поп-символ. Режиссер Уолтер Саллес и сценарист Хосе Ривьера отступают от стереотипов и очеловечивают легенду, используя наиболее подходящий для этого жанр — coming of age (годы странствий и учения).
   Однако ответа на вопрос, почему Эрнесто начал отстаивать свои идеалы с оружием в руках, фильм не предлагает. Снятый по материалам дневниковых заметок самого Гевары, книге Гранады и воспоминаниям семьи Эрнесто, он повествует в сентиментальной манере road-movie о почти идеальных героях, идиллических пейзажах, застывшей во времени как в капле янтаря древней культуре и людях, чей образ жизни не менялся в течение веков.
   Режиссер Уолтер Саллес, наследник неореализма, выносит камеру из студии на улицы и фокусирует ее на лицах героев (не всех играют актеры), и они рассказывают истории из собственной жизни.
   Коллективный шедевр, созданный молодыми аргентинцами, чилийцами, бразильцами, перуанцами, был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Однако статуэтку он получил за «Лучшую песню к фильму» — «Al Otro Lado Del Rio» («Другая сторона Рио»), написанную и исполненную уругвайцем Хорхе Дрекслером. «Дневники» также с успехом обошли фестивали независимого кино, получили призы «Гойя» и «Франсуа Шале» за «наиболее точное отображение реальной жизни».
   Фигура Гевары все чаще привлекает кинематографистов. Теренс Малик заканчивает свою версию последних лет жизни команданте под названием «Белая рубашка» с Бенисио дель Торо в главной роли. Вскоре в прокат выходит фильм Стивена Содерберга «Че». Бернардо Бертолуччи готовится дать собственное видение его образа.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Гаэль Гарсиа Берналь | Миа Маэстро | Родриго де ла Серна | Уолтер Саллес | Кино | Рецензия | Дневники мотоциклиста

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!