14 января 2003

Автор: Кроул Ногай и Рено Джеми

Слышать - значит верить

   Вуди Норрис хочет сообщить Вам кое-что – и Вы сможете услышать его слова с расстояния в сотню ярдов. Есть ли смысл в его изобретении, или это всего лишь замок на песке?
   (Ярд - основная британская единица длины. В настоящее время в странах английского языка принято: 1 ярд=0.9144 метра).

Джеми Рено Ногай Кроул
«Newsweek» 5.08.02

перевод Алеси Фирсовой
   В нашу эпоху не часто встретишь генерального директора, с радостью заявляющего репортерам: «Моя компания не заработала ни гроша!». Но президент  American Technology Corp. Элвуд (Вуди) Норрис — далеко не типичный генеральный директор.
   Бог наградил Норриса крепким рукопожатием продавца подержанных автомобилей, суровым лексиконом армейского сержанта и потенциалом изобретательского гения Томаса Эдисона (первым предметом гордости Норриса было создание предшественника сонограммы). Теперь он с заразительным энтузиазмом демонстрирует очередную хитроумную вещицу.
     Он стоит в углу своего суматошного офиса в Сан-Диего и держит в руках штуковину, немного смахивающую на ретро-футуристическую вафельницу, к которой сзади прикреплен липучками портативный CD-плеер. «Вы готовы?» — спрашивает он, и с расстояния в 10 футов направляет свое изобретение на голову только что вошедшего человека. (Фут - единица длины в системе английских мер. 1 фут=0.3048 м). «Ну как, слышите? Слышите? Разве это не удивительно?». То, что слышит человек в другом конце комнаты, и правда невероятно — в его уши внезапно врывается шум водопада. Причем оказывается, что кроме него этого никто в комнате не слышит. Звук словно появляется из воздуха.
     Потратив на исследования и разработки десять с лишним лет и более 30 млн. долларов, путем проб и ошибок, 63-летний Норрис, возможно, уже приблизился к тому, чтобы изменить наше слышание мира — а заодно неплохо заработать. Гиперакустическая Звуковая Система (HSS), как назвал ее создатель, принимает звуковой сигнал фактически любого источника (домашняя стереосистема, телевизор, компьютер, микрофон и т.д.) и преобразует его в ультразвук, который можно, подобно световому лучу, направить в точку, находящуюся на расстоянии до 100 ярдов. Вообразите себе: едет машина, в которой родители слушают The Eagles, а дети «отрываются» под Эминема. Этот гигантский «аудиодинамит» — возможно, самый мощный прорыв в аудиотехнике с момента появления современных колонок 77 лет назад. И Норрису это прекрасно известно. «Встреча с Томасом Эдисоном, получившим признание при жизни, была бы для Вас редкой удачей, — говорит он с присущей ему застенчивостью, — одним из и ярких событий в жизни».
     В чем тут секрет? В доступном человеческому слуху частотном диапазоне звук равномерно рассеивается во все стороны подобно свету открытого огня. Обычные колонки работают за счет перемещения воздуха — колебания подвижных диффузоров формируют звуковые волны. Но ни одна акустическая система не может точно воспроизвести полный диапазон слышимого звука (реальный диапазон приблизительно 20 Гц–20 кГц). Поэтому для воссоздания всего звукового спектра приходится использовать специальные устройства: большие динамики-вуферы для воспроизведения низких частот; маленькие твитеры (tweeters) — для высоких; спикеры среднего уровня — для середины звукового спектра. Это дает неплохие результаты, хотя имеет и свои изъяны — особенно заметно искажение от многочисленных звуковых полей, возрастающее при добавлении громкости. Технологии HSS не используют вибрирующую мембрану, как обычные колонки. Они построены на электронном преобразовании слышимых тонов в пару ультразвуковых волн с частотой, находящейся далеко за пределами человеческого слуха. И только после обработки этих волн с помощью изобретения Норриса они взаимодействуют друг с другом, в результате чего достигается первоначальная звуковая частота. Более того: слышимая частота, передаваемая такими ультразвуковыми сигналами, узко направлена. Это значит, что Вы можете эффективно «засветить» звуковое пятно в любом направлении.
   Итак, за десятилетие Норрис нашел относительно недорогой способ получения желаемого звучания путем объединения двух ультразвуковых сигналов. Две недели назад АТС (Управление Воздушным Движением) запустило ограниченную партию его устройств в производство, и маленькая лаборатория компании уже ими завалена. Ожидается, что цены будут варьироваться от $600 до $900 за прибор, в зависимости от размера.
   Понять принцип действия «магической» HSS нетрудно. Представьте себе систему домашнего кинотеатра, настроенную так, что, находясь в своей гостиной, Вы ощущаете себя сидящим в кресле любимого клуба, куда обычно заходите «оторваться». Или гигантский ночной клуб, где на танцполе — несколько разных музыкальных зон, ни одна из которых не пересекается с другой. Тем не менее, у Норриса остается издержек на $30 млн, а система HSS все же несовершенна из-за преобладания в музыке низких тонов. Поэтому подобного рода сногсшибательным штукам придется подождать, пока он не «толкнет» коммерсантам и армии США свои изобретения в духе фильма «Особое мнение» — торговые аппараты, окликающие вас на улице, и звуковые «пистолеты», способные звуком в 150 дБ вывести врага из строя, не оглушая при этом своих. Капитан ВМС США Тодд Гиллингхэм остался под впечатлением недавно прошедшей демонстрации для представителей вооруженных сил и правоохранительной власти (более 40 представителей). «Например, можно таким образом передавать на вражескую территорию запись звука движущегося танка или взрыва, — говорит он. — Я не уверен, потребуется ли нам такая техника в больших количествах, но, я думаю, у изобретения большой потенциал».
   Подобные слова — музыка для неизбалованных ушей изобретателя. Как только в начале 60-х Норрису удалось продать свой первый патент за $330 тысяч, он бросил колледж и ни разу не пожалел об этом. Среди его более поздних достижений: цельный ушной микрофон для мобильных телефонов hands free (продал еще одной компании за $1.5 млн), самое маленькое в мире AM/FM радио (скромный успех) и средство персональной авиации (мини-вертолет, как у Джеймса Бонда, который отрывается от земли, но по-настоящему не взлетает). Об этих и других изобретениях Норриса подробно рассказано на www.woodynorris.com. Он сам весело «раскрутил» этот вэб-сайт, где аккуратно сканирована и размещена каждая статья о нем или о его изобретениях, опубликованная когда-либо в прессе (от изданий типа «Popular Mechanics» и «Business Week» до «Playboy» и «Gallery»). Теперь дерзкие помыслы Норриса устремились к Голливуду: он хочет экранизировать свой научно-фантастический киносценарий — о ком бы вы думали? — о всемирно известном ученом-физике.
   Не все верят в изобретателя из Сан-Диего. Местная газета характеризует его как «выдумщика, регулярно обманывающего надежды Уолл-Стрит яркими прогнозами появления различной электронной продукции, которые впоследствии не сбываются». Флойд Тул, вице-президент отдела акустических разработок hi-fi аудиокомпании Harman International, познакомился с Норрисом несколько лет назад, и отзывается о нем скептически: «Все эти фокусы хороши для вечеринок. Мы не верим в то, что HSS заставит сменить акценты на рынке массового аудио». Возможно, самым резким критиком Норриса является бывший исследователь Медиа Лаборатории MIT (Массачусетский Технологический Институт) Джозеф Помпей — разработчик конкурирующего продукта под названием Audio Spotlight (производитель автомобилей Daimler Chrysler использовал его в некоторых концептуальных автомобилях). Он обвиняет Норриса во всевозможных грехах, от приписывания себе чужих заслуг до ведения сомнительного бизнеса (все обвинения Норрис отрицал). «На протяжении 10 лет он (Норрис) занимался продвижением технологии яркого, впечатляющего звучания, на самом деле не имея о ней ни малейшего понятия», — говорит Помпей. Норрис парирует: «Его устройство — то, что мы уже проходили пять лет назад».
   «Знаете слоган Panasonic — “Чуть опережая свое время”?» — спрашивает Норрис. — Все, что я когда-либо изобретал, опережает свое время лет на 10. Мне известно о своей репутации в Сан-Диего: слишком много времени уходит на все эти вещи, ни одно из моих изобретений не принесло прибыли… Ну что ж, это станет моим оправданием». Мир готов следить — и слушать.

Опубликовано с разрешения журнала "Newsweek".

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Элвуд Норрис | Акустика | Акустическая волна | Аудио | Звук | Изобретение | Источник звука

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Обнаженный винил

sound

Курьезы аудио: теневая зона звука

sound

Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

sound

Наушники: миниатюрный Hi-End

sound

Микрокосмос в голове

sound

Имеющий наушники - услышит!

sound

Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

sound

Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

sound

Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

sound

Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

sound

Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

sound

Телониус Монк - загадочный молчальник

sound

Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

sound

Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

sound

Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

sound

Сумеречная зона

sound

Атака тишины