В течение четырех июльских недель (с 29 июня, если быть точным) в Санкт-Петербурге, в Молодежном театре на Фонтанке, проходил великолепный фестиваль современной музыки, организованный компаниями «Светлая музыка» и «Арт-Фестиваль». Он назывался «Стереолето». Перед петербургской аудиторией выступили весьма известные музыканты (в частности, японец Томоюки Танаки).
Одно из событий фестиваля — в материале нашего корреспондента.
Венгерская тематика
Финишный отрезок «Стереолета» ознаменовался приездом в Санкт-Петербург независимых венгерских проектов Yonderboi и Zagar. График «мадьяров» оказался весьма плотным: каждый час их пребывания был расписан по минутам. Музыканты встречались с журналистами, выступали на частных дружеских вечеринках, знакомились с городом. В итоге ночью 20 июля венгерский десант оказался, как и следовало ожидать, перед тысячной аудиторией на сцене Молодежного театра на Фонтанке.
Отдельно стоит рассказать об оформлении пространства. В небе прилегающего к театру парка в окружении разноцветных фонариков висели причудливые фигурки серебряных человечков. Многие сочли такое оформление странным, но англоговорящие гости фестиваля нашли объяснение. Глагол to hang (висеть) в двух других формах английского языка пишется как hung, то есть состоит из первых четырех букв слова Hungary (Венгрия). К утру публика растащила «ханг менов» на сувениры.
Нет пророка в своем отечестве
Венгерский концерт открыл проект Zagar, названный так благодаря созвучию этого слова с фамилией клавишника, основателя коллектива Балажа Жагера (Balazs Zsager). Некоторое время я не мог отойти от впечатления чего-то до боли знакомого, пришедшего из 80-х годов. Мелодичные, иногда пронзительные клавишные, психоделическая гитара, ритмы неоромантики — это создавало узнаваемую атмосферу прошлого, и только виниловые скретчи обнаруживали иллюзию.
Если музыка Zagar — редкость на российском музыкальном рынке, то с дебютной работой Yonderboi «Shallow and Profound» меломаны смогли познакомиться еще год назад (Рецензию Анастасии Грицай на диск Yonderboi «Shallow and Profound» читайте в Art Electronics №1 (2) 2001 — с. 71). Неудивительно, что Yonderboi начали свое выступление композицией «No Answer From Petrograd» именно из этого дебютного альбома.
Несколько минут участник квинтета Yonderboi под именем DJ Bootsie вымучивал отрывок из какой-то пластинки советских времен. В ушах раздавалось: «Това... чши-вы... ушш... товарищи... ушч-щиу... строители...». Далее — танцевальные ритмы, многочисленные сэмплы, ожидаемая оригинальная версия «Riders on the Storm» и стереоэффекты.
На поверку оказалось, что на концерте основатель Yonderboi Ласло Фогарази (Laslo Fogarasi) выполняет весьма скромную функцию. Он «выстраивает панорамки», то есть меняет звучание всей группы через установленный прямо на сцене пульт.
Различие проектов Yonderboi и Zagar заключается в присутствии на сцене Ласло в первом случае и в его отсутствии — во втором.
На пресс-конференции удалось узнать, что слово yonderboi не означает ничего конкретного. Просто игра английских слов понравилась Ласло Форагази и Балажу Жагеру — авторам пластинки «Shallow and Profound».
По мнению музыкантов, в Венгрии они пользуются меньшей популярностью, чем в остальном мире. Они полагают, что даже российская публика более открыта к современной музыке, чем венгерская (Yonderboi уже три раза были с концертами в Москве и во второй раз посещают Санкт-Петербург).
На знаменитом между народном музыкальном фестивале «Szieget» в Будапеште Yonderboi выступали лишь однажды, в 2001 году.
Из пристрастий, послуживших толчком к началу профессионального увлечения музыкой, практически все отметили Kraftwerk.
Балаж Жагар — второй справа
До концерта ни с кем из венгров мне лично побеседовать не удалось. Ласло частенько выходил в зал и находился среди публики, но был молчалив и сосредоточен на качестве звука.
Однако после концерта мы разговорились с Балажом Жагером — ключевой фигурой проектов Zagar и Yonderboi.
После обмена еще свежими впечатлениями от концерта мы невольно начали обсуждать феномен аудиопиратства — в частности потому, что на лицензионных носителях современную венгерскую музыку у нас в стране достать практически невозможно.
АЕ: Балаж, как вы относитесь к пиратским дискам Yonderboi?
БЖ: С одной стороны, с помощью пиратства тиражируются наши записи и, следовательно, о нас узнает больше людей. С другой, и это понятно, музыканты ничего не получают от продаж пиратской продукции. Но ничего страшного...
АЕ: Широк ли рынок пиратских CD в Венгрии? И могу ли я при желании купить в Будапеште пиратский диск Yonderboi?
БЖ: Да, конечно. Будьте в этом уверены.
АЕ: Сегодня вы играли с помощью двух синтезаторов Korg. А вот что за черная громадина стояла боком к зрителям?
БЖ: Это был Roland.
АЕ: А где же ваш знаменитый орган Vermona, сделанный еще в ГДР? Или он настолько велик, что вы не берете его с собой в тур?
БЖ: Знаете, сейчас в Vermona просто нет необходимости. В студии мы можем его использовать, но на концертах звучание Vermona имитируется синтезаторами. В данном случае — Korg и Roland.
АЕ: В составе Yonderboi участвует еще и Ласло Форагази (в отличие от Zagar). Какую функцию он выполняет, не совсем ясно.
БЖ: Ласло отвечает за звучание проекта. Он работает за сэмплером, многие из звучавших сэмплов — его рук дело.
АЕ: Мы не нашли вашей фотографии в буклете к альбому Yonderboi.
БЖ: Там сфотографирован человек, похожий на меня. Шучу. Вот он я, второй справа (указывает на фото). Просто не похож.
АЕ: Вы успели побродить по Санкт-Петербургу, что-нибудь посмотреть?
БЖ: Да, мы уже посетили множество разных мест, не слишком однако увлекаясь достопримечательностями. На следующий день после концерта, надеюсь, пойдем в Эрмитаж.
Далее мы поговорили о выставках, которые тогда проходили в Санкт-Петербурге и о строгом менеджере венгров, утвердившем лимит даже на интервью. В скором времени Yonderboi планируют выпустить второй альбом с несколько упрощенным звучанием. Посмотрим, каким он будет.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания