14 марта 2002

Автор: Кучеренко Михаил

Заметки о выставке Home Entertainment-2002

Михаил Кучеренко Заметки о выставке Home Entertainment-2002

Несмотря на то, что последняя выставка Home Entertainment-2002, прошедшая в Манхэттэнском «Хилтоне» в конце мая — начале июня, была меньше предыдущих по составу участников и количеству посетителей, она значительно превосходила их по качеству.
Я имею в виду, во-первых, что пресловутый Домашний Театр, наконец, явно отошел на второй план (Так, из производителей проекторов были только Runco с новым DLP-проектором VX-1000c, американский дебют которого произошел как раз на этой выставке; InFocus показали бюджетный театр, стоимость которого с колонками PSB и электроникой NAD составляла чуть меньше десяти «кило-баков» и, наконец, Sim2 заняли круговую оборону в одной из комнат отеля в нехарактерной для таких выставок манере, нашпиговав ее, по меньшей мере, полудюжиной своих устройств). Меня это, вкупе с почти полным отсутствием того, что называют custom installation (Кажется, одна только Linn сподобилась напомнить посетителям, что деньги можно тратить не только по принципу наилучшего звука по вложенным средствам), сильно порадовало. Правда, такое впечатление сложилось только на фоне беспрецедентного для таких мероприятий качества демонстраций аудио.
Показалось, что даже серая масса участников подтянулась («Серая» не в плане невыразительности демонстраций, а как некий общий знаменатель различных подходов к звуковоспроизведению. Подтянулась — т.е. оставила гораздо более благоприятное впечатление от своих демонстраций, чем это бывало обычно). Основных причин тому, думаю, две. Первая: наибольшее распространение получили новые цифровые форматы записи (SACD и DVD Audio, хотя последний даже не приблизился к реальному проникновению на рынок), которыми активно пользовались для своих «демо» многие участники. А вторая причина — это осознанная (видимо) необходимость «фильтровать базар», говоря по-современному. В силу очень высокой стоимости
участия «отфильтровались» неуверенные в своем «базаре», а оставшиеся прониклись особой ответственностью за происходящее, понимая, что ошибки будут стоить очень дорого — в буквальном смыс ле — и лучше их не делать.
Две экспозиции, на мой взгляд, обозначили вектор, направленный в будущее. Во-первых, демонстрация фирмой Sony нового цифрового формата, приходящего на смену CD — Super Audio CD. Необычным в этой экспозиции явилось то, что все компоненты, кроме проигрывателя Sony, принадлежали другим производителям (Пять колонок фирмы EaglestoneWorks Andra II по $20 000 за штуку и пять усилителей Manley Neo-Classic 250 Mono по $5000 за моноблок). Всего было проиграно пять вещей: от восстановленной с использованием технологии DSD стереозаписи Rolling Stones (Звучавшей очень «аналогово», со всеми плюсами и минусами, вкладываемыми в это понятие) до пятиканальных записей сольного проекта участника группы Jefferson Starship (слушая ее, я поймал себя на мысли: вот она, новая музыкальная форма — инструменты располагаются со всех сторон, и роль пространства КАК ТАКОВОГО начинает доминировать над его наполнением музыкальной информацией). Однако ничто не подготовило меня к эффекту, который произвела последняя из услышанных записей: госпел в исполнении негритянского хора, записанный в естественных условиях церкви. За последние десять лет занятий этим бизнесом могу припомнить только один случай, который так же запал мне в душу: услышанный впервые в 1992 г. однотактный триодный ламповый усилитель Cary Audio, «покрестивший» меня в high end-веру. Звучание голоса солистки было ни с чем не сравнимо по своей естественности, обеспечивавшей невероятный эффект присутствия. Причина такой реалистичности, среди прочего, — в наличии отдельного центрального канала для записи солистки. Каким бы совершенным ни было стереовоспроизведение, центральный «образ» остается виртуальным, и ни при каких условиях не сможет сравниться с ЖИВЫМ источником звука. Отсюда следует, что для большинства жанров современной музыки (Стерео, если вспомнить, создавалось в условиях доминирования классической музыки), где, как правило, есть доминирующий вокалист, сейчас появилась великолепная возможность сделать резкий шаг назад после двух шагов вперед (т.е. к стерео) — вернуть голоса инструментов и солистов к реальному (не виртуальному) источнику, как было много лет назад в моно. В этом я убеждался и раньше — скажем, при работе над новым альбомом Марка Алмонда, который я сейчас продюсирую. На одной из
записей Алла Баянова (которая поет в дуэте с Алмондом) была предварительно записана в режиме моно в левом канале, а ее пианист Александр Сариев — в правом (это было сделано для дальнейшей технической работы с записью). Так вот, при воспроизведении в стерео голос Аллы никогда не звучал столь живо (теперь можно понять тех любителей музыки, которые при переходе на стерео так долго упирались, настаивая на моно).
Если обобщить: наиболее значимый для любителей музыки и не акцентировавшийся раньше аспект многоканального аудио — это возможность использования центрального канала для воспроизведения голоса солиста (желательно, чтобы этот канал был такого же качества, что и левый с правым). Такой «возврат» в будущее имеет революционное значение.
Вторая демонстрация, поразившая мое воображение, — это показ двух полных стереосистем компании TacT Audio (примерно от $25 000 до $60 000 за систему). В систему входили (кроме «чужих» источников) цифровые процессоры (включавшие в себя цифровые кроссоверы, цифровую компенсацию влияния помещения и коммутацию/регулировку громкости), цифровые же усилители мощности и две акустические системы, большие и маленькие (плюс сабвуферы). Эффект был просто ошеломляющим! На фоне традиционных «хай-эндных» систем (например, ламповая электроника Manley плюс колонки Joseph Audio), которые если и давали прирост качества, то незначительный (Имеется в виду «миниатюрность» подачи звука хорошими традиционными системами), TacT Audio потрясающе играли на большой громкости с великолепным разрешением, динамикой и артикуляцией. Понятно, что для традиционных систем единственный способ уйти от проблем громкого, динамичного звука (подчеркивающего влияние помещения и всевозможных рассогласований от нелинейности) —
сделать его тихим. Однако для покупателей, которые ставят стоимость системы в прямое соответствие с громкостью (не она ли объективный показатель качества, кроме цены, над которым так бьются специалисты?), это не выход. Поэтому для меня демонстрация TacT Audio стала подтверждением того, в чем я и так не сомневался уже много лет: для получения высокого качества звука, особенно в случае широкого динамического диапазона, необходимо использовать: активные системы — раз, процедуры настройки — два (В этом случае — цифровые кроссоверы для статической настройки и компенсация влияния комнаты для динамической), и сабвуферы — три (Без сабвуферов в данном случае о полноценном басе можно забыть)!
Единственная проблема — в большой наукоемкости таких установок, требующей значительно большей квалификации персонала, чем это принято в high end (который пока даже не осознал, что за такими подходами — будущее).
Ну что ж, для одной выставки — более чем достаточно!

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Алла Баянова | Марк Алмонд | High End | SACD | Акустические системы | Аудио | Бизнес | Госпел | Домашний кинотеатр | Источник звука | Прогноз будущего | Проектор | Сабвуфер | Усилитель мощности | Формат | Cary Audio | EaglestoneWorks | InFocus | Linn | Manley | Runco | Sony | TacT Audio | The Rolling Stones | Нью-Йорк

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!