11 февраля 2001

Автор: Михайлова Любовь

Цветопись - музыка - светопись Василия Кандинского

Любовь Михайлова Цветопись - музыка - светопись Василия Кандинского

Электроника и искусство ищут согласия в дизайне. Между тем, дизайн превращает аппаратуру высокого класса в сумму плоскостей, поверхностей, линий. Дизайн — это всегда попытка овладеть абстрактной формой. Василий Кандинский — мифологическая фигура в современной живописи. Он искал связь цвета, геометрической формы и звука. И сегодня его поиски и открытия стали добычей дизайнеров, создающих новый мир вещей.

Абстракционизм (от лат. «abstractus» — отвлеченный) — беспредметное, нефигуративное искусство. Официально отказавшись от изображения предметов, живописцы использовали отвлеченные элементы: цветовые пятна, линии, геометрические формы в самых различных сочетаниях. Абстракционизм нетрадиционен, свободен и многогранен. У него есть свои течения: абстрактный экспрессионизм (Кандинский), геометрический абстракционизм (Мондриан), лучизм (Ларионов). Абстракционисты научились у символистов и романтиков не доверять видимой внешней реальности и воспринимать мир во всех его проявлениях, красках и формах. Синтез искусств, в частности музыки и живописи, — одна из главных идей абстракционизма. Неслучайно Кандинский считал своим предшественником Рихарда Вагнера, сумевшего так ярко синтезировать в своих сочинениях музыку и театр. Принцип светомузыки подхватывают Скрябин и Стравинский, а к «Картинкам с выставки» Мусоргского Кандинский сам пишет декорации. В живописи Кандинский следовал Сезанну и Пикассо, а также фовистам, в частности Матиссу. Этих художников он считал
достойными искусства нового времени. Абстракционизм Кандинский рассматривал как неизбежный этап эволюции мирового искусства.

Абстрактное искусство — самое трудное из всех искусств. Оно требует умения хорошо рисовать, обостренного чувства композиции и цвета, а самое главное при этом — быть поэтом (В. Кандинский "О духовном в искусстве").
В чистом искусстве художник подражает натуре (как это делают импрессионисты) либо спрятанным в формах природы душевным состояниям — «настроениям». Художник должен внутренне соответствовать природе и формам, которые он пишет. А подражание искусству прошлого подобно подражанию обезьян. По шкале координат Кандинского, стремление к духовному, тонкому — движение вперед, которое должно определять творчество художника. Стремление к материальным ценностям — движение вниз и назад. Как и Освальд Шпенглер, Кандинский относил технический прогресс и цивилизацию к материям грубым, к умиранию культур. А те, кто видят тонкие материи, в глазах других всегда кажутся безумцами. Сезанн был искателем нового закона в форме, создавая все вещи с помощью трех геометрических фигур: куба, конуса и шара. Этот поиск дал толчок к развитию кубизма Пикассо. Живопись стала «звучать» иначе. Самым нематериальным из всех искусств остается музыка. Она обладает движением. Краски музыки (тона) движутся во времени. И термины музыки и живописи отчасти совпадают: и там, и там есть понятия «тон», «этюд»; к живописи применима категория «гармония», а к музыке — «колорит». Кандинский называет свои полотна «Композициями», или «Импровизациями». Композиция как в музыке, так и в живописи может быть мелодической — простой завершенной единой формой или симфонической — множеством форм, подчиненных впоследствии более важной. Здесь каждый звук играет свою уникальную роль. Звук в живописи — это краска. И воздействие ее на зрителя самое значимое в абстрактном искусстве. Глаз зрителя притягивается и светлыми, и темными тонами, и чистыми цветами, и различными их сочетаниями. Нас впечатляет новое, потом приходит знание о свойствах этого явления и позже, уже на другом уровне, мы слышим его внутреннее звучание. Знание — это
осознание художником увиденного им мира, проживание явления, пропущенное через внутреннее состояние и дух художника, эмоция или мысль, воплощенная через цвет и форму. Не просто заставить зрителя не только увидеть, но и услышать живопись, ощутить ее.
Например, киноварь раздражает глаз и притягивает, как огонь. На который жадно смотрит человек; лимонно-желтый — боль, как уху высокое звучание трубы и глаз ищет покоя и глубины в зеленом или в синем. Психическое воздействие краски — это путь, по которому краска достигает души. Красное — душевная вибрация, подобная пламени. Крови. Она возбуждает. Воздействует на другие органы чувств, вызывает воспоминания, соответствующие опыту. Желтое — кислота, резкая боль. Цвета также могут быть гладкими, как ультрамарин или жесткими, как кобальт.
Музыка обладает вектором времени, живопись же лишена его, и картина может ударить зрителя в один миг всем своим содержанием. Человек «hat die music in sich selbst» («содержит музыку в себе самом» — нем.). Василий Кандинский был не одинок в своем отношении к единству цвета и звука в живописи. Немецкий экспрессионист Эмиль Нольде в своих дневниках писал: «Желтый может живописать счастье, но и боль. Есть огненно-красный, есть кроваво-красный, и есть красный, как у розы. Есть серебряная синева, синева неба и синева бури. В каждом цвете скрыта его душа, и эта душа может меня осчастливить, может оттолкнуть, может взволновать. Цвета — это мои ноты. Я сочетаю их в созвучия, диссонансы и аккорды.
Нольде, как и Кандинский, стремился к тому, чтобы энергия цвета в буквальном смысле создавала содержание картины. Ван Гог писал: «Если бы я попробовал отойти от реальности, я начал бы цветом создавать подобие музыки».
Но Кандинский определял цвет формой, считая, что форма и цвет равносильно влияют на зрителя. Квадрат — самая лучшая форма для красного, ибо она устойчива; треугольник — для желтого; острому цвету более всего подходит острая форма; а самая спокойная и гармоничная фигура для синего цвета — круг.
Кандинский создал универсальную символику цвета и систему взаимодействия цветов. Он говорил, что если художник доверяет глазу и руке, а не душе, его искусство остается фотографичным, а если он доверяет душе и чувствам, оно неизбежно приобретает черты экспрессивного или абстрактного. В его живописи «звучание» предмета идет вразрез со «звучанием» абстрактной формы и даже вредит картине; если органические формы отодвигаются на второй план, абстрактное само выходит на первый. Цвет озвучивает картину. Две первостепенные пары цветов, увиденные художником (две противоположности), олицетворяют тепло и холод, свет и темноту. Это желтый и синий, белый и черный. То есть уже четыре звучания краски. Она либо тепла: а) светла, б) темна, либо холодна: а) светла, б) темна. Желтая точка движется на встречу зрителю. В синий цвет глаз, напротив, проваливается, тонет в его глубине. Желтый движется центробежно, синий — центростремительно. Находясь рядом, они создают горизонтальное движение. Белый и черный создают статику: Белый — незвучание, молчание, нерожденное ничто; Черный — мертвое ничто, законченность, музыкальная пауза, угасание. Желтый и синий рождают зеленый. Это потеря всякого движения, абсолютный покой, недвижность, которая может варьироваться от глубокого зеленого до светло-зеленого, который кажется уже менее спокойным. Совокупность белого и черного — серый, по степени покоя он близок к зеленому. Третья пара — красный и зеленый. Сам красный цвет — полный, чистый, радостный, динамичный — движется в себе самом. Зеленый никуда не движется и полностью противоречит красному. С помощью красного цвета, с добавлением к нему желтого или синего, возникает последнее, четвертое противодействие
цветов: оранжевого и фиолетового. Оранжевый — озорной, радостный — толкает красное к зрителю, фиолетовый же, напротив, отталкивает. Таким образом, возникает жизнь чистых цветов между двумя полюсами. Между рождением и смертью, между белым и черным, где все четыре противоречия выступают в едином кольце.

Василий Кандинский Пейзаж 1913 Дома в Мюнхене 1909 Озеро 1910 Синий гребень 1917 Рок 1909

Эмиль Нольде Зебюлль 1934 Бурное озеро 1956 Мельница 1940 Пейзаж на болоте 1938

Пабло Пикассо Королева Изабо 1909

Кандинский о красках: «Странные существа — живые сами в себе. Самостоятельные, одаренные всеми необходимыми им свойствами для дальнейшей самостоятельной жизни, каждый миг готовые подчиниться новым сочетаниям. Смешаться друг с другом и создавать нескончаемое число новых миров».
Любое, даже малейшее, изменение формы изменяет в целом звук композиции. Если форму перевернуть, сдвинуть, уменьшить, трудно будет уже найти изначальное звучание целого. Легче отыскать тот же звук новыми путями.
Например: треугольник, прочно стоящий на одной из граней, гораздо спокойней, чем треугольник, поставленный на один из его углов, а если изменить угол, придать ему какой-нибудь цвет, наконец, включить его в контекст композиции и проделать то же самое сначала…
Форма очень чувствительна. Кандинский описывал настроение, создаваемое в картине, на примере изменения форм красной краски.
Красное небо может напоминать закат, пожар и иметь торжественно-угрожающее воздействие на зрителя. Красное лицо воспринимается как возбужденное. Красное платье, напротив, может быть воспринято как живописная необходимость.
Несмотря на умение пользоваться даже универсальными теориями, владеть геометрией форм и всеми цветовыми палитрами, художник не может и не должен оправдывать свое искусство абсолютными критериями. Искусство свободно и почти никакая теория к нему не применима. Смысл может быть лишь неожиданно влит, «вдунут» в произведение чувством.
Гармонией своей эпохи Кандинский называл дисгармонию. Отсутствие гармонии в жизни повлекло за собой то новое, что было привнесено в искусство. Живопись уже не нуждается в ритмичности и симметрии. Пропорции и весы существуют не вне художника, но в нем самом. А формы и краски можно черпать у самой природы и уйти в этом можно настолько далеко, насколько пускает чувство художника.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Василий Кандинский | Эмиль Нольде | Александр Скрябин | Винсент Ван Гог | Музыка | Живопись | Дизайн | Стиль | Абстракция | Экспрессионизм | Светомузыка | О духовном в искусстве

Комментариев: 3

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Анна #
    Кроме картин, как еще можно использовать цвет и звук, как это работает на практике?

    Ответить на этот комментарий

    1. userpic
      римма #
      Есть такое понятие -Синестезия .Цвет может не только звучать, но и пахнуть ,иметь определённый вкус и т.д,т.е. проявляться во всём многообразии наших чувств, а это дополнительные источники получения ощущений неведомых ранее и как следствие другое восприятие окружающего мира и соответственно другой своей реализации в нём

      Ответить на этот комментарий

      Написать новый комментарий

      Спaсибо!




      Больше текстов

      et cetera

      ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

      et cetera

      Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

      et cetera

      Записки о Трактате

      et cetera

      Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

      et cetera

      Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

      et cetera

      Механические люди: история андроидов от А до Б

      et cetera

      Биомузыка: диалог композитора и слизевика

      et cetera

      Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

      et cetera

      Перечитываем марсианские хроники

      et cetera

      Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

      et cetera

      Зингер. О бренде и человеке

      et cetera

      В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

      et cetera

      Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

      et cetera

      Светодиоды: pro et contrа

      et cetera

      Механика vs электроники

      et cetera

      Garden Lighting

      et cetera

      Барбара Миллисент Робертс

      et cetera

      Темная сторона красоты

      et cetera

      R. S. V. P.

      et cetera

      Pro svet. Часть II