23 апреля 2002

Автор: Фрунджян Артур

Yamaha - со всех сторон

   Благодаря гигантскому исследовательскому и промышленному потенциалу японская компания Yamaha стала одним из основных «диктаторов» в сфере домашнего кино. Оригинальные алгоритмы и технологии обработки многоканальных звуковых форматов, микроэлектронные компоненты различной степени интеграции, включая мощнейшие процессоры, — все это сыграло свою роль в производстве аппаратуры hi-fi и компонентов домашнего театра. Кроме того, компания имеет уникальную библиотеку, содержащую информацию об акустических свойствах десятков объектов, многие из которых известны во всем мире.
   С помощью этих данных и мощнейшей вычислительной базы процессоров объемного звука Yamaha вы можете получить дома не имитирующий абстрактный концертный зал или столь же обезличенный джазовый клуб (такие опции предлагаются всеми без исключения разработчиками подобной техники) звук, а вполне конкретный: скажем, нью-йоркский «Village Vanguard»!
   На каждый новый формат, придуманный корифеями Dolby Labs, Lucasfilm или DTS, у компании Yamaha всегда был готов ответ: нетривиальный способ декодирования, гарантирующий исчерпывающую реализацию потенциала.
   Если другие производители «железа» оперировали «источниками звука», то Yamaha предпочитала мыслить «полями» (естественно, звуковыми). В кинотеатре этих «источников», т.е. громкоговорителей, не меньше, чем зрителей в первых рядах партера. А количество полей — значительно меньше: оно соответствует числу дорожек саундтрека. В домашнем кино надо максимально сохранить упомянутые звуковые поля при гораздо меньшем количество источников. Именно на это направлены усилия разработчиков компании Yamaha.
   Согласно теории, таких полей всего три (в случае 5.1-конфигурации) или четыре (6.1). Это, во-первых, фронтальное поле, которое создается фронтальными колонками и центральным каналом (если он есть). Оно включает область диалогов (самая ближняя и концентрированная), область эффектов (окружающая экран) и область музыкального сопровождения (дальняя, виртуально уходящая за экран). Нетрудно догадаться, что для полной картины надо добавить правое и левое поля эффектов объемного звука, а при конфигурации «6.1» — еще и тыловое поле (канал сабвуфера LFE прямого отношения к этим полям не имеет).
   Чтобы «засеять» поля звуками в нужной пропорции и соответственно вкусам пользователя, акустическим свойствам комнаты, типам колонок и, наконец, содержанию фонограммы, необходим DSP-процессор (Digital Signal Processing).
   Благодаря DSP владельцы только одной пары колонок могут наслаждаться вполне достоверным объемным звучанием: записанные на DVD тыловые и центральная дорожки воспроизводятся парой АС с соответствующими фазовыми сдвигами и прочими DSP-трюками, способными обмануть слушателя во имя его же блага (режим Virtual Surround). Даже обычные наушники могут взять на себя подобную функцию (Silent Cinema).
   С полным комплектом акустических систем возможности DSP, естественно, увеличиваются. Над экраном Yamaha рекомендует вывешивать еще две небольшие колоночки «фронтальных эффектов», имеющих собственные каналы усиления. С их появлением во фронтальном звуковом поле появляется возможность «раскладывания эффектов» в вертикальной плоскости.
   В 1986 г. Yamaha разработала и запатентовала цифровой метод формирования звуковых полей — Cinema DSP, в котором использовалось все богатство данных, накопленных по акустике различных залов после измерений с четырехнаправленным прецизионным микрофоном. Меняя соотношение интенсивности прямого излучения и ранних отражений, время реверберации и другие параметры, эмулированные с помощью мощного DSP, можно формировать звуковую сцену практически с полной свободой, в том числе используя готовые акустические шаблоны.
   Топовая модель процессора/усилителя Yamaha DSP-AZ1 ($3400) воплотила новейшие решения. Уровень качества выдают детали: оптимальная топология минимизирует наводки и перекрестные искажения, провода имеют увеличенное сечение и т. д.
   Электронный интеллект этого устройства сконценрирован в блоке Cinema DSP, где формируются звуковые поля и варианты звучания, количество которых, включая форматы объемного звука — 62! В их числе три «собора», три джазовых клуба (включая Village Vanguard) и три вида «домашнего праздника» (диско, вечеринка и стерео по восьми каналам). В «меню» для видеопрограмм 12 пунктов, среди них варианты Spectacle, Sci-Fi и Enhanced, которые различаются соотношением интенсивности звуковых полей и отдельных каналов, оптимальных для различных жанров кино.
   Естественно, модель «читает» все многоканальные форматы: Dolby Digital, Dolby Digital EX, DTS, DTS 96/24, DTS-ES Matrix 6.1, DTS 96/24 ES, DTS-ES Discrete 6.1, Dolby Pro Logic, Dolby Pro Logic II (Music и Movie), DTS Neo:6 (Music и Cinema) — всего 12.
   Cinema DSP имеет два сверхскоростных процессора YSS-910 разрядности 44 бита (!): первый отвечает за формирование полей, второй организует режимы Silent Cinema, Virtual Cinema и все операции ручной настройки системы.
   Одна из функций Cinema DSP, по словам фирмы, — точная подгонка звуковых эффектов под соответствующий видеоряд (Lip-Sync). Если это на самом деле работает, то мы имеем дело с поистине фантастическим аппаратом! Чтобы реализовать такую опцию даже на самом примитивном уровне, необходимо отслеживать видеосигнал, фиксировать его резкие изменения (например, взрыв, сопровождающийся световой вспышкой) и привязывать к ним моменты атаки звуковых эффектов! Да, это вполне выполнимо. Но негромкая речь, точно синхронизированная с движением губ (если понимать термин «Lip-Sync» дословно)… Не верится, хоть режьте!
Декодирование выполняет 32-битный процессор с «плавающей» децимальной точкой YSS-938. Чипы «YSS» производятся компанией Yamaha. В блоке цифроаналогового преобразования использованы популярные микросхемы Burr-Brown PCM1704 (192 кГц / 24 бит).
   Фирменная идеология Digital ToP-ART (Total Purity Audio Reproduction Technology) направлена на тотальное замещение аналоговых схем цифровыми. Следуя ей, регулировка громкости в новой модели построена на Crystal Semiconductors CS3310, управляемых цифровыми сигналами, но уже после преобразования их в аналоговую форму. Тихие сигналы не теряют разрешения, как если бы громкость менялась непосредственно в DSP путем их пересчета, и обеспечивается высокая точность регулировки при малом значении шага (0.5 дБ).
   Кроме начального конфигурирования, в число настраиваемых опций входит отключаемая эквализация каналов, установка времени задержки по каналам, уровень низкочастотных эффектов, ширина динамического диапазона, назначение приоритета при выборе входов и их переименование и т.д. Можно воспользоваться функцией Bass Extension (+6 дБ на 60 Гц), вместо одного подключить два активных сабвуфера и даже озвучить зону №2 (есть соответствующий выход, выход триггерного управления +12 В и интерфейс RS-232).
   Выходная мощность основных каналов усиления — 130 Вт на 8 Ом (20 Гц–20 кГц), каналов фронтальных эффектов — 45 Вт.
   Видеочасть имеет все виды входов и выходов, включая компонентный, пульт ДУ ультра-эргономичен (ЖК-дисплей с подсветкой).
   Проигрыватель DVD-S1200 — тоже «верхний» в линейке ($1100). Он читает, кроме основного формата, CD, CD-R, CD-RW и DVD-audio. Снабжен встроенными декодерами Dolby Digital и DTS. Цифроаналоговый преобразователь видео работает с тактовой частотой 54 МГц, аудио — 192 кГц и 96 кГц (24 бит). Опция Cinema Image позволяет повысить качество плохого сигнала: подбираются оптимальные яркость и контрастность и подавляются шумы. Опция Cinema Dialogue оптимизирует звучание центрального канала, делая диалоги разборчивее.
   Линия акустических систем Cinema Reference включает фазоинверсные шестиомные колонки с магнитной экранировкой. Они имеют короткие рупоры на СЧ и ВЧ, динамические головки с диффузором из прессованной целлюлозы, полученной из массива канадской пихты, и твитеры с алюминиевым куполом.
   Фронт: флагманская модель NS-8HX ($2300/пара), трехполосные АС с двумя НЧ-излучателями (20см), СЧ-головкой (13 см), твитером (3 см) и необычными ножками, увеличивающими площадь опоры и, следовательно, устойчивость (35 Гц–50 кГц, 92 дБ).
   Тыл: NS-4HX ($850/пара), двухполосные (55 Гц – 50 кГц, 91 дБ) с одним ВЧ-рупором и двумя НЧ-динамиками (13 см), расположенными симметрично.
   Центральный канал: NS-C7HX ($600), симметричная конфигурация (45 Гц–50 кГц, 91 дБ) с двумя динамиками (16 см) и твитером посередине.
   И пара NS-2HX ($600) — специально для каналов фронтальных эффектов. Они миниатюрны, два порта фазоинвертора на передней панели, НЧ-головка 13 см и твитер 3 см.
   Последний штрих — YST-SW800 ($695), самый мощный активный сабвуфер в линейке Digital Pro. Аббревиатура «YST» означает «Yamaha Servo Technology». Драйвер (25 см) с диффузором того же типа, что и в серии АС Cinema Reference (целлюлоза из канадской пихты), с длинным ходом подвижной системы и двойным ферритовым магнитом, снабжен акселерометром, включенным в петлю электромеханической обратной связи. Это известный способ достижения минимальных нелинейных и частотных искажений. Динамик, вмонтированный в корпус с фазоинвертором, «смотрит» вниз, ножки сабвуфера «рассекают» расходящиеся волны (такая конструкция получила название QD-Bass — Quatre Dispersion). Встроенный усилитель развивает мощность 800 Вт, рабочий диапазон простирается от 18 до 140 Гц, частота среза фильтра регулируется в пределах 40–140 Гц. Присутствует также переключатель фазы.
   Комплект home theatre фирмы Yamaha явил поистине сейсмическую энергетику и выдающуюся динамику спецэффектов. Смена звуковых шаблонов продемонстрировала, как по-разному может звучать одна и та же программа. Причем характер звучания не становился искусственным, лабораторным. Локализация звуков в пространстве была четкой и достаточно хорошо привязанной к видеоряду.
   Но если сверхэнергичность не в вашем вкусе (а усилители Yamaha всегда имели репутацию очень ярких, на грани резкости), — не торопитесь. «Соломоновым решением», позволяющим воспользоваться уникальными возможностями процессора DSP-AZ1, в этом случае может стать использование внешних усилителей с более «мягким» характером.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: High End | Акустические системы | Аудио | Домашний кинотеатр | Источник звука | Усилитель мощности | Цифро-аналоговое преобразование | Dolby | Yamaha

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Обнаженный винил

sound

Курьезы аудио: теневая зона звука

sound

Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

sound

Наушники: миниатюрный Hi-End

sound

Микрокосмос в голове

sound

Имеющий наушники - услышит!

sound

Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

sound

Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

sound

Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

sound

Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

sound

Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

sound

Телониус Монк - загадочный молчальник

sound

Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

sound

Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

sound

Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

sound

Сумеречная зона

sound

Атака тишины