На последней выставке CES в Лас-Вегасе, в отеле Белладжио, где звучит итальянская опера и фонтанов больше, чем в Петергофе, шотландская фирма Linn демонстрировала всем желающим новейшие системы для воспроизведения многоканальных аудио- и видеозаписей, а также мультизонные управляющие технологии.
Были представлены четыре новые модели.
ARTIKULAT Loudspeaker System — комплект из четырех акустических систем с активным сервоприводом НЧ-головок и набором пассивных и активных СЧ/ВЧ-излучателей в сочетании с усилителями мощности CHAKRA.
UNIDISK SC — универсальный аудио/видеопроигрыватель со встроенным процессором объемного звука и полным коммутируемым набором входов/выходов. В проигрывателе используется фирменная технология SILVER DISK ENGINE, предназначенная для воспроизведения любых аудио- и видеодисков и всех существующих форматов аудио- и видеозаписей, в том числе многоканальных, с высоким разрешением.
KINOS — многоканальный аудио/видеоконтроллер. В нем используется уже проверенная временем технология, впервые примененная во флагманской модели KISTO. KINOS обеспечивает простое, интуитивно понятное управление аудио/видеосистемой.
Enhanced Kontrol Platform (EKP) и VEKTO Network Translator — технологические решения для управления разнообразными домашними компонентами и системами. EKP представляет собой программное обеспечение, работающее под Windows и устанавливающееся, соответственно, на ПК, ноутбук, КПК и т. д. Простой интерфейс позволяет управлять всеми аудио/видеоустройствами в доме, в том числе «музыкальным сервером» Linn Kivor. Управляющие сигналы могут передаваться как по проводам, так и по Wi-Fi. Таких устройств может быть установлено несколько в разных помещениях. VEKTO — мостовое устройство, транслятор, переводящий протокол TCP/IP на язык команд RC-5. Предназначается для связи между EKP и мультизонной системой компонентов Linn KNEKT.
Даже краткое описание этих моделей свидетельствует о страстной любви Linn и, может быть, конкретно Айвора Тифенбрюна к новым технологиям. Учитывая, что Linn — не японский промышленный гигант, а достаточно небольшая независимая шотландская компания, эта любовь могла бы стать поистине роковой для бизнеса. Могла бы, но не стала…
Айвор Тифенбрюн, предприимчивый шотландец, основал Linn в 1972 году. В таких случаях биограф фирмы обычно замечает, что владелец хотел улучшить звучание своей собственной системы и вот мало-помалу пришел к мысли основать дело. Тифенбрюн, похоже, с малых лет хотел улучшить все, что видел вокруг. Его сборочный цех и офисы — такой же high end, как и сама продукция Linn. Производственные помещения, расположенные в пригороде Глазго, сразу же стали достопримечательностью.
Во-первых, фабрику проектировал не кто-нибудь, а сам Ричард Роджерс, ответственный за архитектуру Центра Жоржа Помпиду в Париже (куб из зеркального стекла, опутанный толстыми цветными трубами) и здания Ллойда в Лондоне. Тифенбрюн, очевидно, выложил немалые деньги за проект, но, как уже было сказано, он всегда хотел (и до сих пор хочет) только самое лучшее.
Полюбовавшись замысловатой архитектурой, удачно вписанной в лесной массив и холмистую местность (20 акров земли в семи милях от Глазго, недалеко от автострады — лучше не бывает), посетители заходят внутрь и продолжают удивляться. Никаких закрытых офисов, никаких коридоров нет и в помине. Все — и администрация, и менеджеры, и сборщики аппаратуры — работают практически в одном просторном помещении. Это, по мнению Тифенбрюна, помогает людям всегда быть в курсе всего, что происходит на фабрике, и значительно упрощает деловое общение. Если кто-то из служащих и тоскует втайне о собственной отгороженной норке, вслух об этом не говорит. Корпоративная солидарность — правило поведения в компании Linn. Все, от старшего управляющего до уборщицы, обедают в общей столовой. Форма одежды свободная. Многие ходят в футболках с надписью «Я пользуюсь своим каждую ночь» — это рекламный слоган знаменитого винилового проигрывателя Linn Sondek.
С этого проигрывателя, собственно, и началась история Linn. Он сразу же стал образцом для подражания, эталоном качественного звучания, и даже теперь, спустя столько лет, несмотря на все технологические улучшения в индустрии hi-fi, по нему можно «сверять часы».
До строительства нового здания производство размещалось в бывшей фабрике по изготовлению волынок, что, конечно, весьма символично, но на звучании аппаратуры, слава Богу, не слишком отразилось. Именно тогда Айвор Тифенбрюн и приступил к кардинальным улучшениям процесса создания качественной аудиотехники. Сначала он пошел традиционным путем, то есть организовал обычную сборочную линию, конвейер. «Я, наверное, воображал, что мы, по меньшей мере, — Дженерал Моторс», — с иронией вспоминает Тифенбрюн об этом периоде. На фабрике трудилось всего несколько женщин, собиравших проигрыватели. Но, чтобы у каждой всегда были под рукой все необходимые детали, пришлось организовать почти 47 так называемых «буферных» складов. И все-таки Linn постоянно опаздывала с заказами. Клиентам приходилось ждать. Тифенбрюн изо всех сил пытался как-то отрегулировать процесс сборки, но дело по-прежнему шло медленно и с остановками. «Однажды, — вспоминает он, — мы принесли все необходимые для сборки проигрывателя детали и попросили одну из женщин собрать аппарат целиком. Она сделала это за 18 минут. При конвейерном методе на сборку одного проигрывателя тратилось 27 минут». Так Айвор Тифенбрюн смело отказался от гениального изобретения Форда — конвейера. И правильно сделал. Автомобили — одно дело, а high end аудио — совсем другое. Так возникла знаменитая концепция single stage building, когда один человек собирает аппарат от начала до конца, тестирует его, проверяет качество работы всех узлов, упаковывает и ставит свою подпись. И несет персональную ответственность.
Отказ от конвейера имел для Айвора Тифенбрюна и некоторый философский смысл (он вообще любит пофилософствовать). «Конвейер, — говорит Айвор, — не способствует профессиональному росту сборщиков. Наоборот, он приучает их к простым операциям, не требующим квалификации. Я добился того, что любой из рабочих может собрать практически любой аппарат нашей серии». При этом работа каждого оценивается в первую очередь не по количеству собранных компонентов, а по качеству сборки. «Внимание к деталям — главное в нашем производстве», — говорит Тифенбрюн. Все эти идеи он с удовольствием излагает часто посещающим его компанию японцам, представителям международных концернов, и те внимательно слушают, хотя дневная выручка их заводов намного превосходит доходы Linn за год.
«За каждым решением скрывается новая проблема» — еще одна философская максима из арсенала Тифенбрюна. Действительно, когда он избавился от линейного метода сборки, ему надо было как-то решить проблему доставки деталей к каждому рабочему месту. И тут любовь к новым технологиям принесла свои плоды. Впервые в Британии Тифенбрюн применил автоматическую доставку деталей и инструментов с помощью AGV — Automatic Guided Vehicles, автоматических тележек, двигающихся вдоль проложенных под полом проводов и управляемых компьютером.
«Есть три верных способа потерять деньги, — говорил уже промелькнувший в нашей истории Жорж Помпиду, — это женщины, карты и компьютеры, причем женщины — самый веселый способ, а компьютеры — самый надежный».
Каким-то чудом Айвору Тифенбрюну все время удается опровергать это утверждение, хотя компьютерных терминалов на его фабрике больше, чем людей. Он настолько автоматизировал процесс производства, что заказ исполняется в тот же день, как поступает. Клиент даже может при желании наблюдать за сборкой своей системы. Впрочем, наблюдать за сборкой интересно всем.
Автоматические тележки приезжают на склад и сообщают компьютеру, что им надо. Автоматический кран, способный поднять груз до 100 килограммов, захватывает вакуумной присоской нужную коробку из ячейки и осторожно ставит на тележку. Та отправляется к сборщику, заказавшему детали. От заказа до доставки проходит шесть-семь минут. Все это удивляет даже японцев, а Тифенбрюн резонно замечает: «Как же нам еще с вами конкурировать? Рабочая сила у вас дешевле, проценты на кредиты ниже. Нам остается только наше творческое воображение».
Да, творческое воображение — главный козырь Linn, поэтому инженеры на фирме — единственная привилегированная каста. Они работают в отдельном здании, получают очень хорошие зарплаты, и они — единственные, кто имеет право голоса.
Вот этот их голос, предложивший создать, наконец, универсальный проигрыватель класса high end для дисков всех форматов, и был услышан. Поэтому в нынешнем сезоне Linn выступила с новым, уже привлекшим внимание, источником и коммутатором аудио- и видеосигналов под названием UNIDISK SC Integrated Universal Disc Player.
UNIDISK SC самостоятельно определяет, что за диск ему подсунули, в каком формате он записан, и с высоким качеством воспроизводит запись, будь то аудио или видео. Причем процесс распознавания формата происходит почти мгновенно, что значительно отличает UNIDISK SC от прочих универсальных проигрывателей.
В проигрывателе используется специально разработанная на Linn технология SILVER DISK ENGINE. Благодаря ей, прочитанный с диска сигнал идентифицируется и оптимизируется именно по той схеме, что была изначально предложена авторами формата, будь то CD, Super Audio CD, DVD-video или DVD-audio. Соответственно каждый тип сигнала обрабатывается независимо, оптимальным образом.
Уже этих особенностей было бы достаточно для пробуждения здорового интереса у посетителей экспозиции Linn в роскошном отеле Белладжио. Но инженеры Linn пошли дальше, задумав сделать проигрыватель еще и коммутационным управляющим центром всей системы, рассчитанной на воспроизведение многоканальных аудио- и видеозаписей с высоким разрешением.
UNIDISK SC можно использовать в качестве цифрового декодера/коммутатора для прочих источников, в том числе для спутникового телевидения, игровых приставок или для преобразования двухканального аудио в систему объемного звука 5.1. С полным набором фиксированных и свободных аудио выходов UNIDISK SC легко подключается к 5-канальному усилителю.
Видеочасть проигрывателя тоже разработана весьма тщательно. Имеется полный набор выходов видеосигнала, включая прогрессивный, компонентный, S-видео и композитный. Имеется даже аналоговый аудиовыход phono для удобства подключения к стерео и многоканальным усилителям. Плюс выходы SPDIF и оптические для CD и DVD.
Всего к проигрывателю можно подключить до восьми внешних источников аудиосигнала по двум входам SPDIF, двум входам TOSLINK и четырем аналоговым входам. Декодер рассчитан на форматы объемного звука Dolby Digital, Dolby Pro Logic II, DTS и AAC. Плюс все режимы распределения низкочастотного сигнала, предусмотренные стандартом Dolby.
Управлять проигрывателем UNIDISK SC, по замыслу инженеров Linn, должно быть легко и приятно. Для этого имеется красивая передняя панель с удобными, понятными переключателями и большим светящимся дисплеем. Светится даже пульт ДУ, и меню команд выводится на телеэкран. Дополнительно, по протоколу RS-232, проигрыватель UNIDISK SC найдет общий язык с мультизонной системой Linn KNEKT.
Проигрыватель должен появиться в продаже в ближайшем будущем, в корпусе черного или серебристого цвета. Искать его следует только в специализированных магазинах hi-fi, поскольку Linn никогда не имеет дела с неспециалистами.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания