id: 256
Голливуд, часть III. Европейский декаданс, немой смех и цензура
В двадцатые годы в Германии родилось новое мощное художественное направление — экспрессионизм. И как-то само собой получилось, что именно художники задали тон немецкому кинематографу. «Фильмы должны стать ожившими рисунками», - провозгласил тогда Герман Варм из группы «Дер Штурм». Художники-экспрессионисты из этой группы и режиссер Роберт Вине сняли поразительный фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари».
Реакция публики была противоречивой. Там, где художники пытались изобразить безумие самой жизни, немецкая социал-демократическая партия «Форвертс» отметила «бескорыстную и заслуживающую похвалы работу психиатров». А для Голливуда наибольший интерес представляли новые художественные приемы и изобразительные средства. Вскоре по личному приглашению самого Уильяма Фокса, хозяина студий «ХХ век Фокс», в Голливуд прибыл знаменитый немецкий режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау. За ним последовали актер Бела Лугоши с лицом вампира, продюсер Александр Корда, режиссеры Йозеф фон Штернберг, Эрнст Любич, Рубен Мамулян, будущая звезда Грета Гарбо и многие другие.
В фильме Ланга «Усталая Смерть» Смерть замуровывает тысячи душ в замок без окон и дверей, обнесенный бесконечной стеной, и заставляет героя и героиню из века в век влачить свое жизненное бремя. В «Кабинете восковых фигур» сразу оживает целая компания: Джек Потрошитель, Иван Грозный, Маркиз де Сад и еще какие-то живодеры помельче — чтобы установить на земле царство жестокости.
Во всех американских учебниках по истории кино упоминается легендарный фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», снятый в СССР в 1925 году. Через год он появился на экранах американских кинотеатров и произвел настоящую революцию в технике монтажа и искусстве киноповествования. Впервые крупные планы, шокирующие детали уличных боев 1905 года в Одессе мгновенно сменялись панорамными съемками сотен бегущих солдат и жителей города. Скорость перекрестного монтажа (сейчас это называется «клиповая нарезка») доходила до 155 отдельных планов в течение пяти минут. Детская коляска, прыгающая по бесконечным ступеням одесской лестницы, сразу же стала наглядным пособием №1 для любого начинающего кинематографиста. Другой русский режиссер/оператор, Дзига Вертов, снимавший в 20-х годах авангардную большевистскую пропаганду, впервые применил разделенный на две части экран. Его фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) и жанровые сцены Москвы тоже вошли в историю кино.
Иностранное кино влияло на Голливуд, а Голливуд покорял весь мир своими непревзойденными комедиями. Двадцатые годы были эпохой блистательных веселых комедий, еще немых. В них снимались Чарли Чаплин, Бастер Китон, Гарольд Ллойд.
Еще были Гарри Лэнгдон, снимавшийся в фильмах Фрэнка Капры, Стэн Лорел и Оливер Харди, У. Филдс и, конечно, знаменитые братья Маркс, дебютировавшие в 1929 году с фильмом «Кокосы». Комедии, безусловно, стали высшим достижением немого кинематографа, его кульминацией и, одновременно, его концом, потому что «Великий Немой» заговорил. История появления звука в кино уже попадала на страницы журнала «Art Electronics», когда речь шла об успешной карьере Рэя Долби (Dolby), чья деятельность, конечно, заслуживает всяческих похвал.
К этому времени все уже давно и уверенно пользовались телефонами, слушали радио, а в 1926 году появились первые электропроигрыватели грампластинок. Уже были изобретены микрофон и усилитель на триодных лампах Ли де Фореста. То есть все предпосылки к появлению говорящего кино были налицо. Оставалось только научиться синхронизировать звук с изображением, но это оказалось не так просто. Поэтому фильмы шли под звуки сложных механических органов, граммофонных пластинок, сопровождались игрой музыкантов, иногда целых оркестров, актеры произносили за экраном диалоги, изображали звуковые эффекты, словом, выкручивались как могли. С самого начала было два пути создания системы звука для фильма: запись на самой пленке или запись на диске. Разработкой занимались многие, в том числе компания Vitaphone, созданная совместными усилиями студии Warner Bros. и Western Electric. Еще они привлекли инженеров из Bell Telephone. В системе, разработанной Vitaphone, использовалась запись на диске, причем проигрыватель был электрически синхронизирован с кинопроектором. Эти установки просуществовали до 1931 года, после чего от них отказались из-за принципиально неустранимых изъянов, присущих такому способу синхронизации. (Забавно, что как раз в наши дни с появлением цифровых носителей звук опять пишется на дисках, которые синхронизированы с проектором). Поначалу студия Warner Bros. собиралась записать только музыку и звуковые эффекты — о диалогах никто не задумывался. Первым полнометражным фильмом с синхронизированными системой Vitaphone звуковыми эффектами и музыкальным сопровождением (но без диалогов) стал романтический триллер «Дон Жуан». Музыка и эффекты были записаны на громадный диск с восковым покрытием. Шестого августа 1926 года в Нью-Йорке состоялась грандиозная премьера, но вопреки всем ожиданиям сенсации не произошло, хотя знаменитый Джон Берримор по кличке «Великий Профиль» был неотразимым соблазнителем и во всю целовал дамам ручки под исправное чмоканье системы Vitaphone. Большинство киностудий, тем не менее, с энтузиазмом принялись озвучивать свои немые фильмы записанными спецэффектами. В сотнях кинотеатров были установлены динамики и усилители. Компания «Уорнер Бразерс» в середине 20-х вложила почти три миллиона в систему Vitaphone и залезла в долги.
«Фокс Корпорейшн» вскоре выпустила фильм со звуковыми эффектами и музыкой и даже сделала программу озвученных музыкальным шумом новостей о трансатлантическом перелете Чарльза Линдберга. Но эпоха звукового кино началась шестого октября 1927 года, когда на экраны вышел фильм «Певец джаза» производства Warner Bros., с Элом Джолсоном в главной роли. Опять же помогла случайность. «Певец джаза» — мюзикл о джазовой карьере еврейского эмигранта, который был кантором в синагоге, но мечтал петь в ночных клубах. (Сам Эл Джолсон тоже был эмигрантом и родился в России.) Фильм этот, по сути, был почти немым, в нем звучали только песенки, исполняемые Джолсоном и всего 350 слов — несколько фраз, произнесенных до или после исполнения. У него даже не было специально написанного текста, это была чистая импровизация, очень эмоциональная, впрочем, и искренняя. Именно эти самые обычные слова, произнесенные немым доселе персонажем на экране, и поразили публику. Фильм стал событием и имел грандиозный успех. После этого все крупные киностудии, в том числе Paramount и United Artists оценили масштаб и значение грядущей звуковой революции. Будущее, безусловно, принадлежало «говорящим» фильмам. В мае 1928 года, во избежание очередной затяжной войны патентов, они подписали соглашение с Western Electric, поручив этой фирме в течение следующего года провести сравнительный анализ всех существующих разработок и выбрать единую, стандартную систему звука для кино. Как и ожидалось, появление звука произвело настоящий переворот в кинематографической технике. Одновременно звук создавал массу новых проблем. Сразу же оказалось, что значительно сузился рынок сбыта, теперь он ограничивался только англоговорящими странами. Многие популярные актеры и актрисы немого кино не отличались хорошими голосовыми данными и четкой сценической речью. Их карьеры пошатнулись. Теперь громоздкие, тяжелые кинокамеры должны были двигаться и работать бесшумно. Их приходилось устанавливать в специальных звукоизолирующих кабинах, обитых войлоком. Поскольку все диалоги записывались тогда «в живую», движения актеров ограничивались привязкой к микрофонам, которые были спрятаны в антураже или в костюмах. Первые «говорящие» фильмы получались гораздо более примитивными и неуклюжими, чем достигшее уже совершенства немое кино. Но поскольку новшества были поразительны и вызывали восхищение публики, «немые» киностудии мгновенно вышли из игры. Все вкладывали огромные средства в дорогостоящее новое оборудование, технические инновации и звукоизолированные помещения. Вскоре камеры уже ездили на бесшумных роликовых тележках, а микрофоны крепились к длиннющим штангам (бумам), которые позволяли держать их за кадром.
Говорящее кино преобразовало и сами студии, и методы производства. Выбором сюжета для фильма, (который в свое время режиссер делал более или менее самостоятельно) теперь занимался целый производственный отдел с десятками служащих. Перевод отобранной пьесы на язык кино поручался специалистам по составлению развернутого либретто, сюжетной разработке, диалогу. Эти подробно разработанные партитуры предусматривали все детали, звуковые и изобразительные, и устанавливали точный хронометраж. Говорящее кино почти покончило с импровизацией, характерной для пионеров кинематографа. Теперь для того, чтобы тщательно подготовить съемку эпизода, рассчитанного на одну минуту проецирования, требовалось в среднем не менее половины рабочего дня. Необходимо было разработать последовательность съемки всех планов, метраж и прочее (все это называлось «continuity»). Деловые люди, финансировавшие постановку, стремились свести роль случайности к минимуму. И им это удавалось не всегда.
К 1930 году немые фильмы практически исчезли из проката. С 1927 по 1930 годы звуковоспроизводящей аппаратурой были оборудованы уже более 40% американских кинотеатров. Другим технологическим достижением в кинематографе стал цвет. Кино пытались в буквальном смысле «раскрасить» с самого начала. Но раскрашивать каждый кадр кисточкой и тонировать вручную оказалось занятием чрезвычайно утомительным и непрактичным. И результат был весьма неубедителен. До изобретения цветной пленки пытались снимать и проецировать черно-белые фильмы через вращающиеся цветные фильтры (красный и зеленый), установленные на камере и проекторе — этот процесс назывался Kinemacolor. В 1915 году Герберт Калмус, Дениэл Комсток и Бартон Весткотт решили разработать систему для цветного кино и создали компанию Technicolor Motion Picture Corporation. Первый созданный ими процесс обработки пленки был двухцветным: одновременно отпечатывались два негатива, красный и зеленый, затем они складывались вместе. Первым цветным фильмом, снятым на двухцветную пленку Technicolor, был «Пролив» (1917). В 1926 году по этой же технологии был снят полнометражный приключенческий триллер «Черный пират» с Дугласом Фэрбенксом. В 1932 году фирма Technicolor разработала трехцветный процесс. Уолт Дисней снял на этой пленке мультфильм «Цветы и деревья» и сразу же получил «Оскар». Первым полнометражным игровым фильмом, снятым на цветной пленке с обычной экспозицией, стал «Бекки Шарп» Рубена Мамуляна (1935). В конце 20-х годов Голливуд показал миру много нового и удивительного. Появились первые знаменитые мюзиклы. Киностудия MGM сняла «Мелодии Бродвея» (1929) с Чарльзом Кингом, Анитой Пейдж и Бесси Лав — это была первая полнометражная музыкальная картина. Фильм принес успех, и MGM в том же году закрепила его следующим мюзиклом «Голливудское ревю 1929 года». В нем снялись все звезды немого кино (Лайонел Берримор, Джоан Кроуфорд, Бастер Китон, Джон Гилберт, Мэрион Дэвис, Бесси Лав, Норма Ширер, Мэри Дресслер и другие). Рекламный слоган «Теперь они говорят и поют» действовал безотказно. Первый звуковой голливудский фильм с исключительно чернокожими актерами, «Аллилуйя» режиссера Кинга Видора, был снят тоже в 1929 году. Первоначально он снимался без звука. Саундтрек был записан позже в студии — так было положено начало процессу, получившему название «post-production», то есть озвучиванию и дубляжу. В 1928 году саундтрек к весьма слезоточивому фильму «Поющий глупец» с Элом Джолсоном впервые вышел на грампластинке. В 1928 году появился первый фильм, целиком построенный на диалогах («Огни Нью-Йорка», 1928), хотя переходы между отдельными эпизодами сопровождались титрами. В двадцать девятом году свой первый говорящий фильм снял Альфред Хичкок («Шантаж», 1929). Уолт Дисней и его главный художник Аб Айверкс сделали первый мультик с синхронизированным звуком («Пароход Вилли», 1928), где впервые прозвучал задорный голосок Микки Мауса. Однако, примерно в эти же годы все громче стали раздаваться совсем иные голоса. Например, голос цензуры. Авторы советских книг о кино умудрялись одновременно изобличать и аморальность американского кино, и ханжество американской цензуры.
Первый пункт общих принципов Кодекса гласил: «Не должно быть поставлено ни одной картины, отрицательно влияющей на моральный уровень зрителя. Поэтому ни в коем случае нельзя привлекать зрительские симпатии к преступлению, правонарушению, злу и греху». Затем шла более подробная расшифровка по категориям: «Преступление. Нельзя изображать преступление таким образом, чтобы оно привлекало симпатию к нарушению закона и правосудия или внушало желание подражать преступнику». Далее подробно разъяснялось, как надо снимать технику убийства и так далее. «Секс. Необходимо утверждать святость института брака и семьи… Об адюльтере или незаконных связях, иногда необходимых по сюжету, нельзя говорить прямо и открыто, нельзя их оправдывать или заставлять казаться правильными и позволительными». Затем следуют подробные пояснения, в каких рамках можно показывать сцены страсти, аборты, проституцию и половые извращения. «Религия. Ни один фильм или эпизод не должен осмеивать какие-либо религиозные верования. Священнослужители и даже лица, выдающие себя за них, не должны показываться в виде комических персонажей или злодеев, так как это может нести оттенок неуважения к религии». «Национальное достоинство. Не может быть выпущен ни один фильм, разжигающий фанатизм или ненависть между народами разных рас, религий или национальностей. Следует избегать презрительных прозвищ, оскорбляющих национальное достоинство китайцев, испанцев, итальянцев, португальцев, французов, негров, евреев или людей какой бы то ни было национальности…». Остальные пункты Кодекса запрещали жестокость по отношению к животным, богохульство, вульгарность, непристойности, показ абсолютной наготы и многое другое.* Но официально этот кодекс вступил в силу лишь в 1934 году после шумной кампании «за укрепление моральных стандартов», проведенной в масштабах всей страны воинственным «Легионом нравственности». Была создана Администрация Производственного Кодекса, имевшая уже откровенно цензорские, а не совещательные функции. Каждый снятый фильм теперь подлежал обязательному просмотру в АПК. Уклонение каралось штрафом в 25 тысяч долларов. А Уилл Хейс на долгие годы стал главным цензором Америки. «Кабинет доктора Калигари» * Жорж Садуль. История киноискусства. Москва, 1957 г. «Носферату» Чарли Чаплин Гарольд Ллойд Ч. Чаплин. «Золотая лихорадка» Бастер Китон Г. Ллойд. «Безопасность в последнюю очередь» Б. Китон. «Генерал» Установка «Vitaphone» Диск «Vitaphone» Комментариев: 1 |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания