20 февраля 2003

Автор: Боссхе ден Ван Томас

Объемный звук, или Surround

Перевод с голландского Е. Митиной

Досье
    Современный домашний кинотеатр оборудован аудиотехникой, способной воспроизводить объемный звук (surround sound). Стереосистема уже не может воспроизвести саундтрек фильма. В публичных кинотеатрах Европы отсутствие объемного звука тем более немыслимо. И это не случайно, потому что объемный звук резко увеличивает возможности киноэкспрессии и создает причастность зрителя происходящему на экране. Однако запредельное количество surround-форматов заставляет среднестатистического слушателя почувствовать себя заблудившимся в лесной чаще.

На заре
    История началась в 1928, когда в кинотеатрах появился фильм «Jazz Singer». «Певец джаза» — первый фильм, в котором звук воспроизводится одновременно с изображением. Довольно скоро после этого старта, в 1941, публика увидела первый фильм с объемным звучанием: «Фантазию» Уолта Диснея. Саундтрек к «Фантазии» был записан на четырех отдельных каналах. Чтобы их воспроизвести, кинотеатр должен был обладать, кроме прочего, специальным проектором и некоторым количеством добавочных динамиков. Этой технике, на скорую руку окрещенной «фантасаунд», не была уготована долгая жизнь по двум причинам. Во-первых, затраты кинотеатров на оборудование для проигрывания «фантасаунда» оказались слишком высоки, а во-вторых, уникальная аппаратура, использовавшаяся для записи таких саундтреков, оказалась на дне Атлантического океана в результате нападения немецкой подводной лодки.
    В середине 50-х в кинотеатрах были запущены первые удачные surround-форматы, такие как CinemaScope (35 мм, 4 дорожки) и Todd-AO (70 мм, 6 дорожек). Они записывались на магнитную ленту, которая приклеивалась к киноленте. Проектор снабжался магнитными головками для воспроизведения аудиозаписи, а кинотеатры дополнительно оснащались усилителями и динамиками. В большинстве своем звуковые каналы были фронтальными, но как минимум один из них отвечал за звук сзади. Качество звучания этих систем было довольно скверным, звук сопровождался чудовищным скрежетом, поэтому тыловой канал часто вовсе не использовали. Если он и работал, то только для воспроизведения коротких драматических спецэффектов. Позже системы воспроизведения улучшились, и звукотехники смогли чаще использовать задние каналы, не расплачиваясь за это передозировкой шумов. Таким образом, тыловые каналы были «реабилитированы» и стали широко использоваться, погружая публику в «обволакивающее» звуковое поле. Лишь с этого момента термин surround всплыл на поверхность.
    До этого говорили исключительно о «стереофоническом звуке», даже если применялись четыре канала или более.
    В 70-х фирма Dolby представила публике новую surround-технологию для 35-миллиметровой кинопленки: Dolby Stereo. Несмотря на вводящее в заблуждение название, Dolby Stereo — настоящий четырехканальный объемный формат, он включает левый, правый, центральный и тыловой каналы. Благодаря шумоподавлению и матричным технологиям обработки звука Dolby Stereo значительно превосходил своих предшественников. Кинозалы, не оснащенные аппаратурой Dolby Digital, до сих пор используют процессор Dolby Stereo. Добавим, что даже на самых новых кинопленках наряду с современным цифровым саундтреком присутствует еще и аналоговая дорожка Dolby Stereo, гарантирующая совместимость со всеми кинозалами.
    В 1978, в связи с появлением стереофонического видеомагнитофона, возник феномен, который мы называем «домашний кинотеатр». Несколькими годами позже, в 1982, на рынок вышел первый успешный потребительский формат объемного звучания Dolby Surround (3 канала: левый, правый, тыл). Dolby Surround позволил воспроизводить саундтреки видеофильмов, кодированные в 4-х канальном формате Dolby Stereo. Улучшенная версия этой системы, способная декодировать и центральный канал, появилась на рынке в 1987 году под названием Dolby Surround Pro Logic. По сравнению с Dolby Surround ее преимуществом стало использование гибкого управления surround-каналом. Для достижения результата нужна программа в формате Dolby Surround Pro Logic (видеофильм, телепередача, лазерный диск, …) и специальный декодер. Такой декодер сейчас встраивается в любой A/V-усилитель. Однако программа может воспроизводиться и без декодера. При этом саундтрек звучит как стерео.

Цифровые surround-форматы
    В 1992 году в кинотеатрах, наконец, появилась система Dolby Digital, поныне остающаяся основным surround-стандартом как для «большого» кино, так и для домашних кинотеатров. Dolby Digital использует схему «5.1 каналов»: левый, правый, центр, левый тыловой, правый тыловой и сабвуфер (он-то и есть этот самый «.1»!). Саундтрек Dolby Digital размещается на маленьких промежутках между отверстиями перфорации на кинопленке, так как каждая кинолента по-прежнему снабжается звуковой дорожкой Dolby Stereo, не оставляющей места ни для чего другого. Саундтреки Dolby Digital записаны цифровым способом, и звучат намного лучше, чем традиционные аналоговые в Dolby Stereo.
    Через год наряду с Dolby Digital появилась система DTS Surround, ставшая серьезным конкурентом. Как и Dolby Digital, DTS (Digital Theatre System) — это цифровой surround-формат по схеме 5.1. Однако звуковая дорожка для DTS помещается не на самой кинопленке, а нарезается на отдельном лазерном диске. На пленке остается только временной код, который синхронизируется с временным кодом на CD. Благодаря этому в теории возможно более высокое качество звука, чем у Dolby Digital, потому что емкость дорожки на CD, понятное дело, выше, чем можно выкроить между дырочками кинопленки.
    Спустя несколько лет после появления Dolby Digital и DTS в кинозалах оба формата вышли на рынок домашних кинотеатров. Чтобы воспроизводить звуковую дорожку Dolby Digital дома, надо иметь соответствующий источник (DVD-видео, цифровая телепередача, лазерный диск, компьютер или PS2-видеоигра), комплект громкоговорителей по схеме 5.1 и совместимый с Dolby Digital А/V-усилитель. Разница в качестве звука между Dolby Surround Pro Logic и Dolby Digital значительна. Это, помимо всего прочего, наблюдается из-за того, что два тыловых канала Dolby Digital работают в полном звуковом диапазоне частот и полностью независимы друг от друга. Теперь убедительных эффектов можно добиваться без проблем, используя только два тыловых канала. Еще одно отличие заключается в том, что Dolby Digital располагает отдельным каналом для воспроизведения низких частот.
    Для DTS, опять-таки, необходим носитель, закодированный в DTS (это обычно указано на коробке DVD-диска) и DTS-декодер (им снабжены практически все новые модели А/V-усилителей). Так как стандартом для DVD-видео является Dolby Digital, а DTS рассматривается только как дополнительная возможность, многие DVD имеют только одну звуковую дорожку — для Dolby Digital. Другими словами, на DVD-видео DTS встречается только в комбинации с Dolby Digital.
    По сути, DTS обладает приблизительно теми же параметрами, что и Dolby Digital, но выигрывает за счет большей емкости звуковой дорожки. Из-за этого, в принципе, DTS превосходит Dolby Digital и в домашнем кинотеатре, но разница в качестве невелика. А у DVD-дисков, снабженных обеими системами, есть одна неприятная особенность. Дело в том, что когда на ограниченном дисковом пространстве находятся две полноценные звуковые дорожки вместо одной, остается меньше места для изображения и специальных возможностей. Приходится либо отказаться от специальных возможностей, либо согласиться с пониженным качеством картинки (снижение битрейта). Этой неприятности можно избежать, поместив, к примеру, специальные возможности на отдельный диск. Однако было бы гораздо лучше, если бы DTS стали рассматривать как самостоятельный стандарт, и на рынке появились бы «дивидишки» только с DTS-дорожкой, без Dolby.
    Начиная с 1994 в кинотеатрах, в дополнение к Dolby Digital и DTS, появляется третий surround-формат: SDDS (Sony Dynamic Digital Sound). SDDS — цифровой surround-формат, который может включать до восьми каналов цифровой информации. Однако фирма Sony пока не собирается выбрасывать SDDS на рынок домашних кинотеатров (вот почему эта система менее известна среди потребителей).

Мало того!
    Несколько лет назад Dolby в сотрудничестве с THX явили миру систему Dolby Digital Surround ЕХ. Эта surround-система, также известная под именем ТНХ Surround ЕХ, построена по схеме 6.1. Речь идет об уже известных звуковых каналах Dolby Digital с добавлением дополнительного тылового канала (back surround). Звуковая информация, предназначенная для канала back surround, закодирована с помощью матричной технологии в «обычных» surround-каналах. При воспроизведении информация этого канала синтезируется средствами системы Dolby Surround Pro Logic. Вы можете справедливо заметить, что Dolby Digital Surround ЕХ – это гибрид из Dolby Digital и Dolby Surround Pro Logic. Преимущество матричной кодировки в том, что звуковые дорожки Dolby Digital Surround ЕХ абсолютно совместимы и с аппаратурой Dolby Digital. Информация, предназначенная для канала back surround, в этом случае воспроизводится через «обычные» surround-колонки. Однако чтобы воспроизвести Dolby Digital Surround ЕХ во всей красе, нужен подходящий декодер (в новейших высококлассных А/V усилителях он уже встроен) и дополнительная АС, которую следует установить непосредственно позади слушателя. Однако еще лучше разделить этот сигнал надвое и послать на два дополнительных динамика.
    Немного сбивает с толку, что в кинотеатрах эта система называется Dolby Digital Surround ЕХ, а в мире домашних кинотеатров известна под именем ТНХ Surround ЕХ.
    Конкурирующая фирма, DTS, выпустила сходную систему, названную DTS ES. Она известна в двух разновидностях: DTS ES Matrix и DTS ES Discreet. Уже по названию можно понять, что DTS ES Matrix, как и Dolby Digital Surround ЕХ, использует матричную технологию для кодирования дополнительного тылового surround-канала. В системе же DTS ES Discreet дополнительный канал выделен и воспроизводится самостоятельно. Для воспроизведения обоих вариантов DTS ES нужен специальный декодер. Так как DTS ES не получил широкого распространения, во многих А/V-усилителях такие декодеры отсутствуют.
    Чтобы дать перспективу, приведем несколько цифр. В формате Dolby Surround сделано более 12 000 фильмов, в Dolby Digital — около 4000, в Dolby Digital Surround ЕХ — не более шестидесяти. Фильмы же с аудиодорожкой в формате DTS ES Discreet можно пересчитать по пальцам…

Тех же щей да иначе влей: Dolby Pro Logic II и DTS Neo: 6
    Dolby Surround Pro Logic II — это, в первую очередь, улучшенная версия древней системы Dolby Surround Pro Logic. Другими словами, программный материал, который раньше нужно было воспроизводить с помощью декодера Dolby Surround Pro Logic (тип I), сегодня можно воспроизводить с помощью типа II, и это дает лучшие результаты. Кроме того, Pro Logic II отлично подходит для перевода звуковой информации из формата стерео в какой-либо из мультиканальных форматов (например, в объемный звук по схеме 5.1). Хотя, конечно, все зависит от музыкального стиля и персональных пристрастий слушателя. Множество аудиофилов придерживаются мнения, что музыка, изначально записанная в стерео, должна воспроизводиться только в стерео. Dolby Surround Pro Logic II известен в двух версиях: Movie и Music. Тип Movie, как следует из названия, предназначен для кино, а Music — для перевода стереозвука в объемный по схеме 5.1. Современные A/V-усилители, впрочем,  обычно имеют декодер Pro Logic II в обоих вариантах.
    Фирма DTS, постоянный соперник Dolby, выпустила на рынок систему DTS Neo:6 (в противовес Dolby Surround Pro Logic II). Формат DTS Neo:6, как и Pro Logic II, известен в двух вариантах: Cinema и Music, однако он не задуман как продолжение старой системы. Единственная функция DTS Neo:6 — перевод двухканального звукового материала в объемный звук по схеме 5.1 или 6.1. Для музыкальных стереоисточников лучше использовать DTS Neo:6 Music, а для видеоматериала со стереофонической звуковой дорожкой — DTS Neo:6 Cinema.


Dolby Headphone и Dolby Virtual Speaker
   Чтобы слушать Dolby Headphone, не нужны специальные наушники. Подходят и обычные стереонаушники. Dolby Headphone есть тоже в двух вариантах: Dolby Headphone и Dolby Headphone Stereo. Первый вариант имитирует в наушниках комплект АС по схеме 5.1 и совместим с любым, настоящим или переведенным из стерео, surround-форматом (после того, как он преобразован в PCM-сигнал), а также с МLP-сигналами DVD-аудио. Второй вариант прямо не связан с объемным звучанием, но является алгоритмом, который имитирует звук двух идеально установленных в помещении колонок.
   Итак, Dolby Headphone имитирует комплект АС по схеме 5.1 или двухканальный комплект с помощью самых простых наушников, но сам по себе surround-форматом не является. Dolby Headphone встраивается во все большее количество A/V-усилителей, но ни о какой революции это не говорит.
    Продолжая идею Dolby Headphone, Dolby недавно разработала технологию Virtual Speaker. Два варианта новой технологии: Dolby Digital Virtual Speaker и Dolby Pro Logic II Virtual Speaker. Система служит для извлечения объемного звука из двух АС, которые стоят на своих обычных местах перед слушателем или зрителем. Система выпущена совсем недавно, и о ее успехах мало что известно. Dolby заявляет, что Virtual Speaker больше заинтересует телезрителей, и, соответственно, не вызовет ажиотажа среди «серьезных» поклонников домашних кинотеатров.
    Dolby Digital Virtual Speaker применяется, если материал записан в Dolby Digital, а Dolby Pro Logic II Virtual Speaker предназначена для любого двухканального носителя.

ТНХ
    С недавнего времени логотип ТНХ был объявлен гарантией образцового качества звука и изображения — как для больших кинотеатров, так и для домашней техники. Лейблом ТНХ могут похвастаться лишь те залы и аппараты, которые соответствуют самым высоким требованиям. Хотя система ТНХ всегда имела дело с объемным звуком, а лучше сказать, с утверждением стандартов его воспроизведения, сама по себе она никогда не была surround-форматом. Раньше в некоторых кинотеатрах можно было слушать звуковые дорожки Dolby Stereo с качеством ТНХ, а сейчас во многих залах можно услышать звуковую дорожку Dolby Digital или DTS 5.1, «пропущенную» через ту же ТНХ. Несколько лет назад лейблы ТНХ и Dolby стали тесно сотрудничать, и это принесло свои плоды в виде уже упомянутой Dolby Digital ЕХ, она же ТНХ Surround ЕХ. Последним шагом в развитии ТНХ стал выпуск системы ТНХ Ultra 2 для усилителей домашних кинотеатров. Фактически ТНХ Ultra 2 — это расширенная версия ТНХ Ultra, «заточенная» под A/V-усилители и A/V-процессоры. В отличие от ТНХ Ultra, ТНХ Ultra 2 следует все же признать surround-форматом. ТНХ Ultra 2 включает в себя ТНХ Ultra 2 Cinema Mode и ТНХ Music Mode и предназначена в первую очередь для восьмиканальных (7.1) surround-систем. Как уже сказано, 7.1 — схема, нестандартная для объемного звука, появившаяся в результате того, что многие производители A/V-процессоров и усилителей разделили надвое добавочный surround-канал системы 6.1 (Dolby Digital Surround ЕХ и DTS ES) для оптимального, по их мнению, распределения звука. ТНХ Ultra 2 может воспроизводить источники звука, записанные по схемe 5.1 («нормальные» DVD в Dolby Digital и DTS) по схеме 7.1. При этом колонки, которые нужны только для Dolby Digital ЕХ и DTS ES, расширяют тыловую панораму дорожек, записанных по схеме 5.1.

Небезынтересно…
    Наряду с различными Dolby, DTS и ТНХ surround-форматами, в природе циркулирует еще некоторое количество менее известных surround-форматов других производителей. Например: Logic 7, TMS (TAG McLaren Surround), CS 5.1, Trifield, Ambisonics
   Кроме того, феномен объемного звука достаточно много продиктовал аудиотехнике. Как DVD-audio, так и конкурирующий с ним SACD (SuperAudioCD) могут использовать surround-звучание. Но не все музыкальные произведения на этих носителях изначально записаны в объемном звуке. На многих SACD имеется как стерео-, так и surround-версия одних и тех же музыкальных произведений, и выбирать остается слушателю. Музыкальные произведения, записанные в объемном варианте на DVD или SACD, могут использовать ту же раскладку каналов, что Dolby Digital и DTS. Значит, их можно слушать во всей красе в системе домашнего кинотеатра. Снабжая домашний кинотеатр A/V-усилителем и комплектом акустических систем  по схеме 5.1, потребитель за те же деньги получает возможность наслаждаться любимой музыкой в объемном звучании.

Выводы
    Если вы собираетесь покупать A/V-усилитель или процессор, то лучше не спеша выяснить, какие surround-форматы эти «зверюги» поддерживают. Для воспроизведения DVD с объемным звуком необходимо, чтобы техника поддерживала хотя бы форматы Dolby Digital и DTS 5.1. К счастью, оба формата являются стандартными для большинства A/V-усилителей. Старенькая Dolby Pro Logic интересна, но в связи с выходом более совершенной Dolby Pro Logic II, которую можно найти почти во всех новых усилителях, она уже отходит в прошлое. Кстати, Pro Logic II сделала практически ненужной и систему DTS Neo: 6.
    В форматах Dolby Digital Surround ЕХ (6.1) и различных версиях DTS ES (6.1) выходит не так уж много дисков. Еще одним их изъяном является необходимость установки дополнительной колонки (а лучше — двух) для соответствия требованиям схемы 6.1. Более дорогие усилители чаще снабжены декодерами Dolby Digital Surround ЕХ или DTS ES, а те, что подешевле, — реже. Тем, кто не признает компромиссов в вопросах качества, придется раскошелиться на A/V-усилитель 7.1, и лучше, если он будет совместим с ТНХ Ultra 2. В этом случае даже дорожки, записанные для схемы 5.1, можно будет воспроизводить по схеме 7.1. Ну и, наконец, чтобы в объемном звуке воспроизводить DVD-audio и SACD, усилитель может быть снабжен только комплектом аналоговых входов 5.1, стандартного современной аппаратуре.

Установка акустических систем
1.Dolby Digital, DTS 5.1 — комплект АС *
Фронтальные АС слева и справа должны находиться друг от друга на расстоянии 2–3 метра. Они образуют основание треугольника, чьей вершиной будет слушатель. Точно между ними, прямо над (или под) дисплеем, должна помещаться АС центрального канала. Все три акустические системы, по возможности, следует разместить на уровне глаз зрителя. Фронтальные АС находятся на расстоянии метра от боковых стен комнаты, и чуть меньше чем на метр — от задней. Чтобы получить реалистичное звучание, АС центрального канала надо поставить на одной с ними линии. Две тыловые АС лучше всего установить не сзади, а по бокам от слушателя на высоте около двух метров. Размещение сабвуфера менее важно, но все же влияет на звучание. Если, к примеру, установить его в углу, то гулкий бас, скорее всего, будет вас раздражать.
И последнее замечание: важно, чтобы все АС, кроме сабвуфера, имели один характер звучания. Поэтому покупать лучше весь комплект одной марки.
*подходит также для стерео и Dolby Surround Pro Logic I и II.

2.Dolby Digital Surround ЕХ, DTS ES 6.1 (7.1) — комплект АС. **
Для этого комплекта применимы все правила установки систем 5.1. Плюс к этому для дополнительного surround-канала надо добавить либо одну-единственную тыловую АС (в этой роли может выступать дополнительная АС центрального канала), либо, что лучше, — парочку АС, которые следует устанавливать приблизительно в полутора метрах друг от друга. В обоих случаях их надо разместить не слишком далеко от слушателя и на той же высоте, что и «обычные» тыловые АС.
**подходит также для Dolby Digital 5.1, DTS 5.1, стерео и Dolby Surround Pro Logic I и II.

3.SACD и DVD-audio — комплект АС.
Чтобы в полной мере наслаждаться многоканальной музыкой с DVD-audio или SACD, недостаточно просто поставить спереди две большие колонки, а сзади — две маленькие. Необходимо иметь пять полнодиапазонных колонок непременно с единым характером звучания (читай: одного производителя). Впрочем, это справедливо для всех случаев жизни. Центральная АС устанавливается так же, как и в предыдущих схемах, но фронтальные стоят теперь под углом 30° к центральной. Тыловые АС сдвигаются чуть назад (уже не на одной линии со слушателем) и устанавливаются под углом 110° к центральному каналу. В конечном итоге, такая раскладка мало отличается от той, что требуется для Dolby Digital и DTS.

Хронология (для наглядности)
Форматы для кинотеатров:
1941 – «Фантазия», первый фильм с объемным звуком
1976 – Dolby Stereo
1992 – Dolby Digital
1993 – DTS
1994 – SDDS
1999 – Dolby Digital Surround ЕХ
1999 – DTS ES

Форматы для домашнего кинотеатра:
1982 – Dolby Surround
1987 – Dolby Surround Pro Logic
1997 – Dolby Digital на DVD
1999 – DTS на DVD
2000 – Dolby Digital Surround ЕХ
2001 – DTS ES
2001 – многоканальные SACD и DVD-audio
2001 – Dolby Surround Pro Logic II
2002 – ТНХ Ultra 2

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Уолт Дисней | Домашний кинотеатр | DVD | Проектор | Цифровые технологии | Звукозапись | Сабвуфер | Источник звука | Формат | Аудио | Кинопленка | CD | Саунд-трэк | Todd-AO | Dolby | THX | Sony | Певец джаза | Фантазия | DTS

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Алексей #
    Отличная статья, ясно и доходчиво раскрывающая всё разнообразие аудиоформатов объёмного звука. СПАСИБО автору.

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

    sound

    Обнаженный винил

    sound

    Курьезы аудио: теневая зона звука

    sound

    Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

    sound

    Наушники: миниатюрный Hi-End

    sound

    Микрокосмос в голове

    sound

    Имеющий наушники - услышит!

    sound

    Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

    sound

    Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

    sound

    Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

    sound

    Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

    sound

    Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

    sound

    Телониус Монк - загадочный молчальник

    sound

    Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

    sound

    Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

    sound

    Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

    sound

    Сумеречная зона

    sound

    Атака тишины